Адельберт фон Шамиссо (1781 -1838)
Адельберт фон Шамиссо четырнадцатилетним подростком попал в Германию и после многих мытарств обрел там вторую родину. Он был офицером прусской армии в годы наполеоновских войн, серьезно занимался ботаникой и зоологией, участвовал в качестве натуралиста в русской кругосветной экспедиции под командованием О. Коцебу на бриге “Рюрик”, позднее руководил ботаническим садом в Берлине, издавал вместе с поэтом Густавом Швабом “Немецкий альманах муз”.
Трехлетнее плавание (1815-1818) расширило кругозор писателя. Общаясь с экипажем “Рюрика”,
Кто сможет, спеша, земной шар обогнуть, Держа с востока на запад путь, В награду, согласно науке, тот На сутки раньше в свой дом войдет. Конь мой железный непобедим, Не может время поспеть за ним, И если я нынче помчусь на закат Вчера с восхода вернусь назад.
Из этой реальной предпосылки выводится фантастическое допущение возможности встречн… с предками. Всадник отправляется в прошлое, присутствует при своем рождении и даже знакомится со своим дедом незадолго до его женитьбы:
Сто раз обгонял я солнечный бег, Маршрут пролагая в минувший век, Сегодня взглянуть я примчался верхом На деда, ставшего женихом…
Мировое признание принесла Шамиссо сказочно-фантастическая повесть “Удивительная история Петера Шлемиля” (1814), построенная на фольклорных мотивах: волшебный кошелек, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, договор с чертом. Шлемиль в обмен на неиссякаемый кошелек закладывает не душу, а всего лишь тень, без которой, казалось бы, легко обойтись. Но человек без тени внушает ужас, и никакие богатства мира не могут компенсировать этого изъяна. Шлемиль приходит к безутешному выводу, что золото стоит меньше тени. В отчаянии он бросает кошелек в пропасть, отвергнув новое предложение дьявола променять душу на тень. Вынужденное одиночество скрашивают Шлемилю сапоги-скороходы с тормозом, мгновенно переносящие из страны в страну. Он проводит остаток жизни в бескорыстном служении науке.
Прозрачная аллегория растлевающей власти денег подчеркивается столкновениями незадачливого Шлемиля с пронырливыми дельцами и покупателем его тени – “серым человеком>, в будничном обличье которого уже ничего не осталось от средневекового дьявола. Заключив сделку, он аккуратно скатывает тень в трубочку и сует в бездонный карман. Исследователи усматривают в повести и более глубокий философский смысл, но детей она всегда привлекала прежде всего необычным сюжетом, соединением сказки с реальностью. По словам Томаса Манна, “эта книга, написанная для юных читателей, продолжает оставаться одной из самых пленительных во всей немецкой литературе”.
Повесть Шамиссо много раз выходила на русском языке.