Художественное исследование народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Поэма Н. А. Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “, которую он писал около 20 лет, – итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова “Элегия”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа,
Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир. 2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим
Уже зачин поэмы “В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай”, не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень
Заплатова, Дырявина,
Разугова, Знобишина,
Горелова, Неелова
Неурожайка тож.
В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая “целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут…”. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой обрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается…
Центральный вопрос поэмы: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” не имеет однозначного ответа:
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву
А Пров сказал: царю…
В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели: В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, друга милые?
Они сказали: “Так”.
Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие “счастье”. Для попа счастье – в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который “сам нуждается и рад бы дать, да нечего”. Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье – в праздности, роскоши и чревоугодии:
Французу не привидится
Во сне – какие праздники,
Не день, не два – по месяцу
Мы задавали тут.
Свои индейки жирные,
Свои наливки сочные,
Свои актеры, музыка,
Прислуги – целый полк!
Пять поваров, два пекаря…
в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право: Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!