Стихотворение Н. А Некрасова “Пророк”

Время Н. Некрасова – это 50-70-е годы XIX века. Главным в жизни русского общества этих лет был вопрос о народе. Поэтому центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю сопутствовало

у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Впоследствии эту некрасовскую особенность назовут “совестливостью”. Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям.
Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были Белинский, Добролюбов и Чернышевский.
Так, написанное в 1874 году стихотворение
“Пророк” Некрасов посвящает Н. Г. Чернышевскому. Сразу обращает на себя внимание название стихотворения. Традиционно в русской классической литературе это слово употребляется по отношению к поэту (вспомним хотя бы пушкинского “Пророка”). Некрасов по-своему нарушает эту традицию, признавая высшей ценностью жизни служение идеалом свободы, правды и справедливости.
Начинается стихотворение очень по-некрасовски. Мы как будто оказываемся свидетелями продолжения начавшегося ранее разговора, может быть, даже спора. Первое же возражение поэта подчеркивает сознательность выбора своего пути тем, кто “видит невозможность. // Служить добру, не жертвуя собой”. Тут же автор спешит объяснить, откуда у таких людей брались силы для этой жертвы:
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
Причем инверсия в первой строке придает особое звучание глаголу “любит”, тем самым подчеркивая силу любви того, перед кем поэт готов преклониться. А соединяя несоединимое (“смерть ему любезна”), автор, по сути, говорит об избранности подобных людей, о непохожести их на всех остальных.
Сила убежденности поэта в том, что он говорит, убежденности в своей правоте особенно ощутима в анафорически начинающихся строчках:
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна…
А многоточие в конце следующей строки (“Его судьба давно ему ясна…”) воспринимается явно неоднозначно. С одной стороны, эта наука могла быть вызвана желанием автора остановиться, чтобы мысленным взором, безусловно, не в первый раз окинуть пройденный “пророком” путь. С другой стороны, наука эта могла быть необходимой поэту для того, чтобы перевести дыхание, справиться с нахлынувшими на него чувствами в связи с неизбежностью этой участи.
Кстати, следует сказать, что самые революционные стихотворения Некрасова освещены христианской символикой. “Народный заступник” как бы уподобляется святому подвижнику, отрекшемуся от “мирских наслаждений” и жертвующему собой во имя спасения человечества. Образом распятого Христа завершается и стихотворение “Пророк”, и здесь мы не можем не почувствовать едва сдерживаемую скорбь поэта. Причем это не только личные переживания автора, но и выражение чувств лучшей части современников, преклоняющихся перед человеком, считавшим, что “умереть возможно для других”.
Содержание поэтической речи автора определяет приподнятость, возвышенность интонации. Прежде всего этому способствует высокая лексика: “жертвуя собой”, “нет помыслов мирских”, “гибель”, “судьба”, “покамест не распяли”, “но час придет”. Думается, не случайно в качестве стихотворного размера Некрасов предпочитает ямб. Это самый популярный размер в русском классическом стихосложении, а встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают поэтической речи характер серьезного раздумья.
Известно, что в свете возвышенного идеала революционера-борца собственный путь порой казался поэту исполненным ошибок и нравственных падений. Несмотря на то, что с Белинским, Добролюбовым, Чернышевским Некрасова связывала личная дружба, у него до конца жизни не затихало в душе чувство вины за то, что он не разделил их участи, не стал революционером в полном смысле этого слова. Вот и в рассмотренном стихотворении поэт возносит своего “пророка” к недосягаемым высотам, будучи уверен в том, что “Его послал бог Гнева и Печали // Рабами земли наполнить о Христе”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Стихотворение Н. А Некрасова “Пророк”