Старославянизмы и “возвышенная” лексика
Еще один грех школьных сочинений. Часто ученик, желая придать тексту сочинения возвышенный пафос, неуместно использует эти слова.
Примеры характерных ошибок
1. Развязка – смерть в речной пучине. – Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского ” Гроза “.
Слово Пучина в “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова – Н. Ю. Шведовой толкуется так: 1. Водоворот, а также провал в болоте. Затянуло в пучину. 2. Морская бездна (Книжн.). 3. Перен. Средоточие чего-н. угрожающего, гибельного (Высок.). Пучина бедствий. 4. Поднятие, вспучивание
Очевидно, что ни одно из значений не подходит к данному контексту. Предлагаемый вариант исправления: Развязка – смерть в реке. Кстати, это не совсем точно с точки зрения композиции этой пьесы.
2. Катерина покончила жизнь, встретившись с волнами великой русской реки. – Очевидна неуместность выражения Великой русской реки, равно как и оборота Встретившись с волнами. Кроме того, неправильно говорить Покончила жизнь. Предлагаемые варианты исправления: КАтерина покончила с собой, бросившись в реку. // Катерина окончила жизнь самоубийством.
3. В деснице витязь держит копье,
4. Андрей придушил предателя, словно змея. – Отсутствие ударения не дает возможности уверенно утверждать, какое слово имел в виду автор сочинения: змЕя или змеЯ. В первом случае это именно неуместное использование возвышенной лексики. Во втором – некорректное, смешное сравнение.
Материал для коллективной работы
1. Раскольников мучается накануне своего деяния.
2. Раскольников приехал в Петербург, где учился некоторое время в университете, после ухода из которого влачил ничтожное существование на берегах Невы, в снимаемой комнатке, что в доме на С-м переулке.
3. Убийство старухи не является ужаснейшим из всех совершенных человечеством в отношении друг друга злодеяний.
4. Маргарита помогала мастеру свершить мечту любой ценой.
5. Художник сутками не прерывал работу, охваченный только своим детищем.
6. Пришествие нового этапа жизни действующие лица ждут с опаской.
7. Лука с самого начала его пришествия в ночлежку говорит…
8. Чацкий бьет головой в каменную стену предрассудков, желая проверить, прочна ли она.
Схожі твори:
- Старославянизмы и “возвышенная” лексика. Самостоятельные работы Задание: Укажите разговорные и просторечные слова. Исправьте стилистические ошибки. Вариант 1 1. Митраша был упертым и не слушал старшую сестру. 2. Чичиков умен, – ведь смог же додуматься, как можно жить припеваючи за счет государства, которое он попросту дурит. 3. Наплевав на чувства бедной девушки, он решил стать любовником графини. 4. Андрей Соколов после госпиталя […]...
- Нелитературная и экспрессивная лексика В книжных стилях слова этих лексических пластов употребляются при описании людей, пользующихся этим типом лексики, но при этом нужны пояснения, например: “как принято называть у моряков”, “что в переводе на литературный язык означает…” и т. п. Так достигается эффект правдоподобия и не нарушается норма. Необоснованное употребление этих лексических ресурсов приводит к грубым ошибкам. В школьных […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Книжна лексика в ліриці Є. Маланюка < У статті робиться спроба з’ясувати естетичні функції тих прошарків книжної лексики в ліриці поета, які належать за своїм походженням до запозичених. Запозичення, вжиті Є. Маланюком, свідчать про його широку освіченість, знання культур і літератур інших народів. Завдяки цьому його поезія піднялася до світового рівня, збагативши і світову літературу, і літературу рідного народу, любов до […]...
- Твір на тему: “Нецензурна лексика” У житті кожної людини трапляються розчарування, неприємності, негаразди і тому подібні ситуації. Кожен звик реагувати на це в своєму стилі, але деякі схожості в реакції між різними людьми все-таки існують. Варто зауважити, що люди нерідко використовують нецензурну лексику для висловлювання своїх негативних емоцій. Як правило, в суспільстві існує погане ставлення до тих, хто використовує нецензурну […]...
- Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского ” Преступление и наказание “. Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит “темную сторону” жизни, Петербурга: окраины города, где процветают распивочные, где потерявшие себя люди заливают свое горе спиртным. В таких ужасных условиях страданий и унижений у героя […]...
- Возможность сильной личности повелевать над судьбами Роман Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание ” был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с “сильными личностями”, характеры которых воплотил в главных героях своего произведения. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. […]...
- Теория Раскольникова и ее развенчание в романе “Преступление и наказание” Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется чаще всего на чьих-нибудь страданиях. Раскольников считает, что люди представляют собой “две категории”. Первые – […]...
- У чому злочин і кара Родіона Раскольникова? (за романом Ф. М. Достоєвського “Злочин і кара”) “Злочин і кара” – один із найкращих романів Достоєвського. Створювався твір в умовах страшенних злиднів. Він складається із шести частин з епілогом. Одна частина – опис героя Раскольникова і його шлях до злочину. Решта п’ять розповідає про те, як він мучився, страждав через те, що накоїв. Петербург у романі – “дійова особа”. Образ міста стає […]...
- Катерина Леонід Кисельов Катерина Доки буде жити Україна, білим полем йтиме Катерина з немовлям біля грудей, а навздогін їй летить біле небо. Про дівочу цноту, про калину Не співай, поете, не квили, Бо іде сьогодні Катерина Тим шляхом, що наші кревні йшли. Вилами розхитували трони, Руйнували все старе дотла, Тільки би Шевченкова Мадонна В сніжне небуття не полягла! […]...
- ОБРАЗ КАТЕРИНЫ в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Сочинение по пьесе А. Н. Островского ” Гроза “. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, замысел не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма цикла – […]...
- Преступление против Человека у Достоевского и Лескова Преступление против Человека. Одна общая идея объединяет Преступление и наказание Достоевского и Леди Макбет Мценского уезда Лескова. Это нравственная проблема, проблема отношения человека к человеку, проблема преступить через человека. Соня говорит Раскольникову: Встань. Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все […]...
- Сочинение на тему: Мое понимание образа Родиона Раскольникова Трагедия Родиона Раскольникова. Острейшие конфликты, присущие русской жизни 60-х годов, обусловили трагическое мировосприятие героя романа, раздвоенность его сознания, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия: Раскольников), внутреннее противоборство, столкновение в его душе добра и зла, любви и ненависти. Раскольников – гордый, мыслящий, талантливый, самолюбивый человек, он глубоко переживает социальную несправедливость, боль и страдания других […]...
- Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века План. I прием антитезы – главный принцип композиции романа ” Война и мир ” Л. Н. Толстого. II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; […]...
- Поэтический мир Баратынского Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты начала XIX века, оставил большое количество стихотворений, сказал свое слово не только в российской, но и в мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских посланий соратникам по перу. В этих стихотворениях поэт полушутливо говорит о своих солдатских буднях: Мне ли думать […]...
- Лирическая поэма Калидаса “Облако-вестник” Некий якша, полубог из свиты бога богатства и владыки северных гор Куберы, сосланный своим господином за какую-то провинность далеко на юг, на исходе лета, когда все, кто оказался вне дома, особенно тоскуют по своим близким, видит в знойном небе одинокое облако. Он решает передать с ним послание любви и утешения своей жене, ждущей его в […]...
- Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание ” является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, “униженная и оскорбленная” в условиях буржуазного общества. Соня – своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной […]...
- Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н. Островского ” Гроза ” рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в финале, она является трагической развязкой отношений этих персонажей. Обратимся к этой […]...
- Почему литература XIX века считается классикой? Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе. Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к устному народному творчеству, к западне европейским литературам, о литературных направлениях, о языке. Никогда до […]...
- Правда Соні і правда Раскольникова І.. Чому саме Соні звірився Раскольников. (Соня – споріднена душа, вона так само переживає болісний розкол через те, що переступила через моральний закон, як і Раскольников.) ІІ. Які почуття керували Раскольниковим? (По-перше, розум підказує йому бажання пробудити в ній гордовитий протест замість покірливості, аби таким чином знайти собі союзника по злочину. По-друге, почуття підказує, що […]...
- Две судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда” и “Гроза”) Сочинение на тему: “Две судьбы, две трагедии” по произведениям ” Гроза ” А. Н. Островского, “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Две судьбы, две трагедии…. Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда”. Так в чем же их […]...
- Роман “Преступление и наказание” – проникновение в глубину человеческого духа Роман Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание ” – один из величайших философско-психологических романов. Автор поведал нам о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от бедности и сознания собственного […]...
- Мерила добра в произведениях Ф. М. Достоевского Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (Станционный смотритель), Н. В. Гоголя (Шинель), М. Ю. Лермонтова ( Герой нашего времени ). Имена героев произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской […]...
- Рассмотрение отрывков из поэмы “За далью – даль”: “Две кузницы” и “На Ангаре” Существенную основу поэм Твардовского составляет образ дороги. Сюжеты поэм необычайно динамичны. Динамика выражается не только внешне. Герой Твардовского внутренне, духовно растет. Это и новые горизонты, открывающиеся взору: Волга, Урал, Сибирь, это и ясность, широта жизненной перспективы, честный взгляд в будущее и пр.. Особая даль во времени и пространстве открывается автору поэмы “За далью – даль”, […]...
- Художественное своеобразие пьесы Островского “Гроза” Прослушав “Грозу” в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса – “удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”. Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в “Грозе”. Это нашло отражение даже в ее построении. Действие […]...
- Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по сравнению с великой русской рекой вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется – мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. […]...
- Основные этапы творческого пути: М. В. Исаковский (1900 – 1973) В конце творческого пути Михаил Васильевич Исаковский написал автобиографическую книгу “На ельнинской земле” (1969). В ней рассказано об основных этапах его творческого пути. Будущий поэт родился в бедной крестьянской семье на Смоленщине. Обстоятельства его жизни складывались так, что если бы не революция, ему не удалось бы получить образование и зародившаяся еще в детстве мечта стать […]...
- Мое путешествие в США – My trip to the United States of America I went to the US when I was 15 years old. I and my mom met with my dad in the Germany. We spent there a week. It was the first time when I went abroad. When we got out of airplane we saw beautiful building of Frankfurt Airport. It was impressing. People there didn’t […]...
- Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского “Гроза” В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в […]...
- Теория Раскольникова и ее философская основа ” Преступление и наказание ” – одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья – краеугольный камень философии Достоевского. Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении […]...
- Интерпретация Олега Дарка Вик. Ерофеева интересует русский “исторический человек”. Его герои – как бы сквозные типы русской истории, как они были восприняты мемуарной или художественной литературой: “иностранец в России”, “палач”, “человек из народа”, “русский либерал”, “тюремщик”, “юродивый”, “русский оппозиционер”, “государственный человек”… Одновременно ерофеевская проза – и современная реакция на традиционные темы русской литературы: “Россия и Европа”, ” Преступление […]...
- ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, страшном и одновременно смешном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Болыновых, Подхалюзиных, Диких и Кабановых. Изображение мира […]...
- Эротико-аллегорическая поэма Джаядевы “Воспетый Говинда” В цветущую весеннюю пору в лесу Вриндаване на берегу Ямуны возлюбленная Кришны Радха томится в разлуке с любимым. Подруга рассказывает, что Кришна водит веселые хороводы с прелестными пастушками, “обнимает одну, целует другую, улыбается третьей, преследует робкую, чарует чарующую”. Радха жалуется на измену Кришны и на свою судьбу: ей горько смотреть на расцветшие побеги ашоки, слушать […]...
- Героиня романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Героиня романа Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание “, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. “Это было “…” худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее […]...
- ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы ” Гроза “. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и […]...
- Герои Отечественной войны в романе Гроссмана “Жизнь и судьба” О Великой Отечественной войне написано очень много. Первые произведения о ней начали появляться уже в середине сороковых годов, и с тех пор романы, рассказы, стихи о войне издавались сплошным потоком. И многие среди них были, к сожалению, совершенно бездарны и нечитабельны. Сегодня, находясь более чем на полувековой дистанции, отделяющей нас от той войны, читатель может […]...
- Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина? Главная героиня драмы Островского ” Гроза ” существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого […]...
- Рассказ о своей малой Родине Евгений Гребенка по-сыновьи любит свою родную Полтавщину за ее роскошную природу, синюю, как море, степь, щебет жаворонка и расписные сады. Лучшего места на земле для него нет. Здесь его корни, отчий край, над которым витает дух предков. Так воспринимать красоту природы и гармонию может лишь духовно богатый человек! С хлебом в душу всосал он полтавский […]...
- Сочинение Баратынский Е. А. “Есть милая страна, есть угол на земле…” Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты XVIII века, оставил обилие европейских жанров, стараясь сказать свое слово не только в российской, но и мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских посланий соратникам по “цеху поэтов”. В этих стихотворениях поэт полушутливо говорит о своих солдатских буднях: Мне ли думать […]...
- Проблемный подход к изучению киноповести “Очарованная Десна” О. Довженко – кинорежиссер с мировым именем, лауреат Ленинской премии. Он был большим сыном своего народа, пылким патриотом родной земли. Через всю жизнь пронес он горячую любовь к краю, где родился, к волшебной реке Десне. Поэтому один из наилучших своих произведений назвал “Очарованная Десна”. Эта повесть – гимн земле и людям, которые воспитывали его, научили […]...