Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского ” Преступление и наказание “. Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит “темную сторону” жизни, Петербурга: окраины города, где процветают распивочные, где потерявшие себя люди заливают свое горе спиртным.

В таких ужасных условиях страданий и унижений у героя зарождается оригинальная теория. По ней все люди делятся на два типа – “твари дрожащие”, которые всего лишь материя,

служащая для воспроизведения себе подобных, и “сильные мира сего” – люди, призванные сказать новое слово, разрушающие настоящее во имя будущего, для которых чужды нравственные законы. Раскольников стремится проверить, кто же он такой: “Тварь ли я дрожащая или право имею?”

Чтобы проверить это, он решается на убийство: если потом его не будет мучить совесть, то значит, что он тот, кто “право имеет”. Но после совершенного преступления Раскольников заболевает и постепенно понимает, что его теория ошибочна.

Но теория Раскольникова имела и еще одну подоплеку – социальную. Сама жизнь, полная горечи,

одиночества и несправедливости, несовершенство общественных порядков толкают его на то, чтобы самому начать “восстанавливать справедливость”, убить процентщицу и помочь тем, кого она обирала.

Те же невыносимые условия толкают и Сонечку Мармеладову на сделку с судьбой: чтобы заработать деньги на содержание своей семьи, она становится проституткой. Ее преступление еще страшнее, чем Раскольникова, ведь Сонечка преступила через себя, “убила” себя. Соня изначально это осознавала, потому что была очень верующей. Именно вера в Бога помогала героине выносить ее жизнь, ее занятия. Соня верит в то, что она способна духовно воскреснуть, возродиться. Пример тому – чтение ею легенды о воскрешении Лазаря.

Конечно, оба обреченных героя должны были встретиться. Сонечка, сохранившая в себе божественное начало, спасает Раскольникова. Только ей он объясняет причину своего страшного поступка: “Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…” Но герой чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а убил себя, свою душу. И Соня это понимает.

Раскольников должен покаяться в своих грехах, вернуться к богу, чтобы вернуть душу. Сонечка читает ему главу о воскрешении Лазаря, чтобы “воскресить” духовное начало героя. Но пока Соня видит в нем лишь иудеев, присутствовавших при совершении чуда Христом. Однако Раскольников соединяет в себе сразу трех персонажей: и иудеев, и Лазаря, и самого Христа. Образ Христа прослеживается в нем тогда, когда он сознается в содеянном преступлении. Так начинается воскресение героя, его путь к очищению.

Раскольникова ссылают на каторгу. Соня едет за ним, как следовали жены-мироносицы за Христом в его крестные походы. Она едет, чтобы помогать там ему своей любовью.

Так исцеляются оба героя романа “Преступление и наказание”. Их взаимная любовь и отдаление от мест, где они совершили свои преступления, помогают вернуть им духовное равновесие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”