Редъярд Киплинг
Прозаик и поэт, новеллист, романист, критик, классик английской литературы, Киплинг приобрел мировую известность. Родился в семье скульптора в Бомбее (Индия), получил образование в Англии, с 1882 по 1890 г. работал в Индии в газете, побывал также в Японии, Китае, Австралии, что позволило ему глубоко познать Восток. С 1902 г. постоянно жил в Англии. Был военным корреспондентом на англо-бурской войне (1899-1902). Его репортажи и искусство батальных зарисовок явились примером для ряда писателей, побывавших на войне (Джона Рида, Эрнста Хемингуэя и др.). Журналистская
Мировую известность принесла ему “Книга джунглей” (1894) и “Вторая книга джунглей” (1895), в центре которых образ мальчика Маугли, ставшего любимцем миллионов детей во всем мире. Он живет среди зверей (тигр Шер-Хан, черная пантера Багира, медведь Балу, мудрый питон Каа),
Киплинг, близкий к поэтике неоромантизма, представлял так называемую “литературу действия”: его герои – люди, преданные долгу, твердые в своей самодисциплине. Пафосом деяния овеяна и поэзия Киплинга, внесшего свежий импульс в жанр баллады, придавший ей мужественное, героическое звучание. В основе поэтики Киплинга резкие контрасты: жизнь – смерть; деяние – бездействие; порядок – хаос. Хрестоматийными стали такие баллады Киплинга, как “Баллада о Востоке и Западе”, “Томми”, “Томлинсон”, “Мэри Глостер”, стихотворения “Серые глаза”, “Рассвет”, “Пыль”, “Заповедь”, “Если”. Баллады Киплинга оказали влияние на ряд русских поэтов серебряного века, в частности на ранние и безусловно лучшие стихи Н. Тихонова (сборники “Орда”, “Брага”). В 1907 г. Киплингу, первому среди английских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе за “мужественность стиля”. А. Куприн в статье “Редьярд Киплинг” (1908) так его характеризует: “Он оригинален как никто другой в литературе. Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказа, поразительная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены гордого и простого героизма, точный стиль или, вернее, десятки точных стилей, экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют художественные данные Киплинга, которыми он властвует над умом и воображением читателя”.
Но в своей характеристике Куприн не закрывает глаза и на противоречивость Киплинга: прославляя Британскую империю, “над которой никогда не заходит солнце”, восхваляя кровопролитие и насилие в своих патриотических песнях, Киплинг “смело и ревниво верит в высшую культурную миссию своей родины и закрывает глаза на ее несправедливость”.