Болеслав Прус

Болеслав Прус (псевдоним Александра Гловацкого) является в польской литературе одним из самых выдающихся писателей-реалистов. Тяжелое детство, участие в восстании и последующее заключение в царской тюрьме оставили в его душе глубокий след. Сменив ряд профессий, от репетитора до слесаря на заводе, Прус становится сотрудником юмористического журнала. Г. Сен-кевич очень тонко подметил, что ” На дне юмора Пруса, такого веселого и искреннего, лежат слезы”.

Вначале Прус пишет небольшие рассказы, новеллы, среди которых довольно много о детях

и предназначенных для детского чтения. Он оказался в своих рассказах прекрасным знатоком детской психологии, сумел очень правдиво показать судьбы беззащитных маленьких обитателей сурового капиталистического мира, судьбы всегда печальные и даже трагические. Как и Элиза Ожешко, он обнажал страшные язвы польского общества, может быть, с еще большей прямотой. В этом отношении характерна новелла “Антек” (1881) – о маленьком деревенском мальчике, талантливом, пытливом, непохожем на других деревенских мальчишек. Но в уродливой действительности у Аптека нет будущего, ему суждено или погибнуть в городских переулках, или
вернуться к темному деревенскому бытию. Выбора нет. Новеллы “Сиротская доля”, “Приключения Стася”, “Шарманка”, “Анелька” и другие – лирические рассказы, немного смешные, немного грустные – ведь ребенок по своей природе обращен к добру и веселью. Пытаясь показать, что происходящее с одним героем типично и для других, второстепенных персонажей, Прус вводит параллельные судьбы, или сюжетные линии (например, Ясь и Паневка в “Сиротской доле”). Произведения для детей могут читать и взрослые, и та философская глубина, которая ускользнет от ребенка, дойдет до взрослого читателя. Поэтому в рассказах и новеллах Пруса есть и лирические, и философские отступления и обобщения, наталкивающие на определенные выводы – всегда не в пользу существующего миропорядка.

Новеллы Пруса были известны в России еще до Великой Октябрьской революции. Отдельными изданиями для детей выходили “Антек”, “Грехи детства”, “Михалко”, “Приключения Стася”, “Сиротская доля”, “Шарманка”. Их публиковали также прогрессивные журналы “Родник”, “Всходы”, “Детское чтение” и другие. Сейчас его произведения, например “Антек”, “Сиротская доля”, продолжают издаваться для детей.






Твір опис лісова дивина.
Болеслав Прус