Анализ лирических баллад Шиллера

В многочисленных балладах на мифологические и легендарные сюжеты из античности и средневековья (“Кубок”, “Перчатка”, “Поликратов перстень”, “Порука”, “Ивиковы журавли” и др.) Шиллер воспевает мужество, благородство, самоотверженность, подвижничество, т. е. те качества, которые он хотел бы видеть в людях. Баллады эти глубоко драматичны. В каждой из них – испытание героя.

Поэт создал также целый цикл выразительных, глубоко гуманных баллад на культурно-исторические темы: “Торжество победителей”, “Жалобы

Цереры”, “Элевзинский праздник”. Переводы В. А. Жуковского сделали баллады Шиллера широко доступными русским читателям.

Лирика Шиллера сильна не эмоциональной непосредственностью, а глубиной и страстностью поэтической мысли. Белинский писал о ней: “. . .мысль уничтожается в чувстве, а чувство уничтожается в мысли; из этого взаимного уничтожения рождается высокая художественность”. Ей вместе с тем присуща яркая, рельефная изобразительность. Бурлят и пенятся воды безбрежного моря, всей своей мощью то вздымаясь ввысь, то отступая в темные глубины (“Кубок”). Величественно и горделиво озирает

все вокруг косматый лев, уверенно подчиняющий своей воле и грозного тигра, и смелых барсов (“Перчатка”). Печально движется вдоль берега моря толпа троянских женщин, взятых в плен ахейцами, победившими Трою (“Торжество победителей”). Углубившись в историю и эстетику, Шиллер на целых десять лет отошел от драматургии. Когда же в годы пребывания в Веймаре он вновь обратился к созданию пьес, то стал строить их во многом по-другому, чем прежде.

Штюрмерские драмы Шиллера, написанные в предреволюционные годы, отличаются хаотичностью композиции (это особенно относится к “Разбойникам”), обилием гипербол, бурлением событий, кипеньем чувств, для которых были бы тесны рамки стихотворного ритма (они написаны прозой). В этих драмах еще мало заметно историческое мышление, хотя одна из них (“Заговор Фиеско”) написана на историческую тему. Герой ранних драм – носитель разума и справедливости, восстающий против неустроенности мира, – никак не ограничен в своих действиях исторической необходимостью, о которой еще и нет речи; характеры еще слабо взаимодействуют с обстоятельствами. Перед нами просветительский реализм, основанный на понимании человека как создания природы, а не истории, а истории – как борьбы разума и неразумия, и дополненный культом чувства, характерным для “бурных гениев”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Анализ лирических баллад Шиллера