Ранний романтизм М. Горького
В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – такое было общее суждение о новом писателя и его книгах. Растущее в обществе недовольство, ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как ” Челкаш “, ” Старуха Изергиль “, ” Макар Чудра “, в революционных песнях. Герои этих ранних
В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и решительный.
В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”. В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Близкую революционную бурю писатель приветствовал словами: “Буря! Вскоре грянет буря!”. Это смелый Буревестник гордо развевается между молнией над ревущим гневно морем, это кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря”. Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагаре, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник развевается смело и свободно над седым от пены морем”. Журнал “Жизнь”, в котором была напечатана эта песня, был закрыт. Критики отмечали, что от большинства очерков Горького веет свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности.