Произведения Василия Стефаника в системе мировой новеллистики
Творчество Василия Стефаника ярко подтверждает принятие украинской прозой самых новых достижений европейских литератур. Творчество писателя утвердило в нашей литературе такой эпический жанр, как новелла. Новелла, так же, как и рассказ, принадлежит к малым эпическим формам. Отличным для нее является чрезвычайная сжатость в изложении, напряженность сюжета, неожиданность развязки. Новелле присущи глубокий психологизм, а также отступления от общепринятой композиции. Персонажами новелл, которых чаще всего один или два, являются люди целиком
Василий Стефаник – непревзойденный мастер социально-психологической новеллы. С его именем в украинскую прозу входит такая манера письма, которая характеризовалась поисками в передаче тончайших, сложнейших порывов души человека. Писатель художественно
Поднимая упроченные приемы композиции, Стеaаник первой фразой сообщил о страшной новости детоубийства, иначе говоря, началось произведение с развязки, так как для него было главным мотивировать преступление отца. Собственно, сюжет новеллы и основан на показе тех изменений, которые происходят в психике крестьянина. Оказывается, что Григорий страдает с недосмотренными детьми уже два года. Никто ему не помогал в беде, не интересовался его жизнью. А была она невыносимой, проходила в голоде и холоде. Об этом убедительно свидетельствуют художественные детали, которые несут значительную эмоциональную нагрузку. Когда отец бросил детям кусок хлеба, они, как щенки вокруг голой кости, вокруг того хлеба собрались. Бросается в глаза мастерство в объединении взгляда автора и точки зрения отца на страдание детей. Григорий пришел в ужас от их вида, все его естество пронзила страшная мысль: “Мертвецы”. Его аж холодным потом обдало, на грудь будто кто-то положил тяжелый камень. Теперь навязчивая мысль о мертвых детях не оставляет отца. Он ревностно молился, боялся заходить в дом, от кручины почернел, глаза запали вглубь так, что почти не смотрели на мир, лишь на тот камень, который давил грудь. Как видим, другая деталь – тяжелый камень – становится определяющей уже в характеристике крестьянина. При сопоставлении реального события с его художественным осмыслением становится заметной глубина художественного обобщения конкретных фактов. Новеллист объясняет трагедию беспросветностью голодного существования бедняка, акцентирует на внимание на том, что от холода отец с детьми спасался только на печи.
И главнейшим является показ моральных страданий Григория, который не смог освободиться от навязчивой идеи о мертвых детях и докатился до преступления. Большой эмоциональной силой обозначен финал произведения. Одним вечером отец выходит с детьми во двор. Камень давил на грудь, он скрежетал зубами так, что гул лугом расходился. Бросив ребенка в реку, он отпустил старшую, посоветовав стать нянькой у людей, дал в руки орудие, чтобы она могла защититься от собак. А сам пошел в город, чтобы заявить о преступлении, совершенном от любви к страдающим детям. Так на двух страницах раскрыта людская трагедия, которая волновала и будет волновать всех, кто прочитает новеллу.