Творчество Арагон в период Второй Мировой Войны

В 30-е годы Арагон овладевал искусством построения реалистического романа, сложным искусством реалистической типизации, отражения в образе частного и общего, семейного и общественного, личного и эпохального. Правда, порой связи того и другого еще внешни, схематичны, нередко доминирует привычный, хорошо знакомый писателю материал, сохраняющий и трафаретные формы выражения. Но в общем романы “Реального мира” – уже высокая ступень проникновения в “национальную почву с ее особенностями”.

Тотчас же по вступлении Франции в войну

с Германией Арагон был мобилизован и направлен в полк “подозрительных”, в котором находились бывшие бойцы Интернациональных бригад в Испании, люди, известные своими симпатиями к СССР. Арагон принимал участие в боях и был награжден. После подписания Компьенского перемирия он поселился на юге Франции, в зоне, которая первоначально не была оккупирована.

Когда гитлеровцы оккупировали Францию, Арагон включился в Движение Сопротивления. На юге Франции он становится одним из организаторов нелегальной антифашистской печати, в частности подпольного издательства “Французская библиотека”. Арагон активно

участвует в борьбе и своей патриотической публицистической деятельностью. Так, в начале 1942 года по заданию коммунистической партии он пишет брошюру “Свидетель мучеников”. Брошюра распространялась подпольно и использовалась как агитационный материал; сам Арагон высоко ценил ее. Это был рассказ о преступлениях гитлеровцев, расстрелявших осенью 1941 года группу французских заложников. В брошюре Арагона впервые возник образ героя Франции, патриота.

В годы второй мировой войны Арагон написал много стихотворений, несколько поэм и публицистических произведений, работал над рассказами, вошедшими в сборник “Рабство и величие французов” (1945), и очередным томом цикла “Реальный мир” романом “Орельен” (1944). Но годы войны были для Арагона-г-как и для французской литературы Сопротивления в целом – периодом преимущественно поэзии.

Арагон сознательно, целеустремленно работает теперь над поэзией национальной. Он углубляет, конкретизирует выдвинутые им ранее общие положения о фр-шпузской форме социалистического реализма. Арагон призвал отбросить “предрассудки мирного времени, колпак чистой поэзии, словесный убор сюрреализма”; “когда возрождается национальная поэзия… вновь обретают блеск… наши старые эпопеи”. Исследование французских национальных традиций, от ” Песни о Роланде ” до Аполлинера, убеждает Арагона в их богатстве и жизненности. В противоположность сюрреалистическому нигилизму Арагон теперь утверждает необходимость национальной, связанной с традицией поэтической формы, доказывает “национальный характер рифмы”, пишет статью о “рифме в 1940 году”.

Образ Родины возникает в первых же стихотворениях первых сборников военного времени – “Рана в сердце” (вышел в 1941 году, написан во время “странной войны” и после разгрома французской армии, летом – осенью 1940 года) и “Глаза Эльзы” (написан с конца 1940 по начало 1942 года, опубликован в Швейцарии в 1942 году). В них преобладает проходящая через все творчество Арагона тема любви, нашедшая здесь одно из самых совершенных воплощений. Сила чувства и сила его поэтического выражения определяется в этом случае также тем, что любовь подвергается испытаниям, утверждает себя в той трагедии, которую переживает народ. Драма разлученных, тоскующих влюбленных не скрывает, а иллюстрирует драму родины, ввергнутой в пучину войны. Немало стихотворений рисуют картину ее страданий: это и знаменитое “Сирень и розы”, и “Ночь Дюнкерка” и др. Трагедия поражения нашла в Арагоне своего эпического поэта; в небольших стихах она сконцентрировалась и отразилась с большой силой, будучи мукой, трагедией и лирического героя. Стихи о любви написаны тем же “трагедийным языком”, языком военной страды, вынужденных разлук, одиночества и напрасного ожидания “женихов, умирающих тут”. Арагон создает образ попранной войной красоты “июня, заколотого кинжалом”.

Стихи о “ране в сердце” – стихи о мужестве. Здесь нет и оттенка покорности, есть бесчисленные горести, и есть сопротивление им, воплощенное в неодолимой любви, в силе человеческих чувств, которые сохранены, утверждены, а потому “смерть уступает любви”, “любовь жива и Франция живет”.

Трагедия страны восстанавливает, множит в сознании поэта аналогии, исторические и литературные параллели. Ими тоже укрепляются мужество и уверенность. Насыщающие стихи (особенно п сборнике “Глаза Эльзы”) имена из прошлого, факты богатой национальной истории, культуры – тоже форма проявления патриотического чувства и внутреннего сопротивления, форма утверждения лирического героя в облике конкретно-национальном. Поэт слышит голоса подлинных и легендарных героев прошлого, оживают строки “старых песен Франции” и боевых гимнов. Эти голоса звучат в ритмах французских “национальных песен”, которые создает Арагон, “возвращая голос” своей стране. Виртуозно применяемые и разви-наемые Арагоном формы французской поэзии – первые же сборники ого патриотической поэзии необычайно богаты ритмами и жанрами – воспринимаются здесь в своей боевой смысловой функции.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Творчество Арагон в период Второй Мировой Войны