“Перед тобой синеют без границы” (по творчеству А. А. Блока)
Поэтические традиции XX века зеркально отразились в лирике А. Блока. Он “заимствовал” образы, идеи у любимых им поэтов-классиков – у Пушкина, Лермонтова. А. А. Блок, бесспорно, – первый лирик своего времени. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота – это ранний А. А. Блок.
Блок впервые в жизни испытал любовь к женщине, и это оказалось мощным стимулом творческого роста. Вместе с тем встреча
Этот идеальный образ, целиком неземной и отвлеченный, создавался на почве вполне земных и реальных впечатлений, получаемых, с одной стороны, от подходящего к концу романа с Садовской, с другой – от знакомства с Менделеевой. Возникший ранее в его творчестве образ неземной подруги, царевны, под воздействием впечатления, произведенного на поэта Любовью Дмитриевной, оформился и укрепился как образ Прекрасной Дамы, Произошло открытие новой большой темы, повлиявшее на творчество многих поэтов начала века. “Стихи о Прекрасной Даме” – явление, стоящее особняком в русской поэзии. Уже само название стоит вне традиции: Культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт. Это высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о неземной любви, беззаветное восхищение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира. Вечной Женственностью. Каждая встреча с ней – событие, имеющее глубокий смысл, за ним – тайна.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, – тоскуя и любя.
Название “Стихи о Прекрасной Даме” – чужеродное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лугов, среди таинственной и прекрасной природы, расстилающейся за порогом шахматовского дома: русская лирика нерасторжима с русской природой. Прекрасная Дама – не только символ единства и гармонии. Она владеет тайной жизненного равновесия, скрытой от живущих на земле. Образ Царицы создавался на основе реальных земных впечатлений; это был путь, “снизу” “вверх”, от “земного” к “неземному”. Замкнутый внутри своего “я”, лирический герой Блока жаждет освобождения, света, воли, – и эту свою жажду сопрягает с обликом “возлюбленной”, “царицы”, которой суждено открыть ему путь “из мрака к свету”. Многое в юношеской лирике Блока условно и традиционно. Но основная коллизия найдена сразу, выражена отчетливо и не зависит от традиции. В “Стихах о Прекрасной Даме” она усложняется, образ “холодной богини” приобретает черты Прекрасной Дамы. Роли в “Стихах…” распределены точно и определенно: “она” – “царица чистоты”, “он” – “раб”, возносящий хвалу:
Перед Тобой синеют без границы Моря, поля, и горы, и леса… А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи… Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты…
Поэт оказывается не только героем лирического цикла, “рыцарем” Прекрасной Дамы, но и главным лицом сценического “действа”. Таинственное проникновение в сущность мира и мироздания, чем и была для Блока любовь, дробится в стихах цикла на множество маленьких сцен, действий, составляющих одно большое “повествование”. Внутренней динамикой обладает центральный образ цикла – образ Прекрасной Дамы. Он проделывает в своей эволюции сложный путь видоизменений: земной облик Л. Д. Менделеевой вызывает в памяти ассоциации с “героиней” юношеских стихов, чей образ в свою очередь разрастается в образ Прекрасной Дамы, но уже в соединении с представлением о живом человеке.
В “Стихах…” лирический герой был введен как характер человека, находящегося во власти “злых законов времени”. Над человеком как бы тяготеет “проклятие времени”, которое и делает его средоточием мировых процессов. На фоне среди “знаков” – закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множество имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Света, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она – Невозмутимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая. Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в неизмеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действительность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта. Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать… А хмурое небо низко – Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты – там.
Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздваивался. Начиналась страшная, никем не изжитая трагедия души. Прекрасная Дама покинула Блока – навсегда Она отошла “в поля без возврата”. Единая направленность творчества – гимны той, всецелая погруженность в мечту – исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и влекущий. Ты – уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцал вдали тот образ, который так ярко и нежно светил. А. Блок – властитель душ читательских поколений XX века. Его творчество составляет важнейшую главу во всей истории любовной поэзии. Поэт является олицетворением многозвучного, многокрасочного и прекрасного мира любви и нежности.