Особенности курьезных стихов Ивана Величковского (сборники “Млеко” и “Зегир с полузегарком”)
Ивана Величковского год рождения неизвестен, умер в 1701 году. Украинский поэт эпохи барокко. Сохранилось мало сведений об этой личности. Известно, что некоторое время работал в Чернигове в типографии Л. Барановича, со временем стал священником в Полтаве. Автор панегириков, эпиграмм, курьезных и лирических стихов религиозного и светского содержания, переводчик. Теоретик фигурного стихосложения. Самые известные произведения: “Стих к Лазарю Барановичу” (1683), “Стих к Ивану Самойловичу” (1687), сборники “Зегар с полузегарком” (1690),
Давняя литература неразрывно связана с церковной тематикой. Будучи пресвитером полтавской Успенской церкви, то есть человеком глубоко религиозным, Иван Величковский, естественно, всеми способами старается увековечить славу Божью, донести и объяснить библейские истины об образе жизни: чему нужно радоваться, чего избегать. Общей является тематика произведений, но отличные способ стихосложения и структура книг. Сборник “Зегар…” (в переводе с польского – “Часы”) состоит из нескольких частей. “Зегар” – стихи о каждой из 24 часов поры, в которых автор проводит параллели между
Минет старчество Минет богатство Минут мучения
В “Квадрантесе” (каждые пятнадцать минут, на которые разделен час) снова проводятся числовые параллели – с цифрой четыре:
Иоанн, Лука, Марк и Матфей в начале Чтут бога воплощение, то и его мать.
Сборник “Млеко…” начинается так же с посвящения Марии, а также стихов на герб митрополита В. Ясинского. И если в первом сборнике автор сравнивал звезды, которые на нем изображены, месяц и стрелу с видом часов, то во второй проводится параллель с “млечной дорогой”, что в небе. Вдаваясь в объяснения причин, которые побуждали его к написанию стихов, автор подчеркивает, что они созданы наподобие иностранных, но во “славу Божью”. К тому времени среди произведений “Малой России”, по словам Величковского, таких стихов не было. Автор ропщет, что написание их чрезвычайно сложное и требует много времени. Среди стихов представлены так называемое “эхо”, в которых последние два слога являются будто эхом, отголоском, то есть дублируются, и являются вместе с тем ответом на поставленный вопрос:
Что плачешь, Адам: земного ли края? Рая.
Немалая часть сборника отведена разным “Ракам” – “литеральному”, “словному”, “прекословному”, в них соответственно строки, слова могут читаться в обоих направлениях и выражают при этом то же самое или противоположное содержание. Стихи написаны так, что в одном стихе имеются лишь одинаковые громкие или все слова стоят в одном падеже. Выражая основные идеи, утверждая заповеди, повествуя библейские истории (все они так или иначе связаны с образом Девы Марии), автор подает теоретическое определение каждой из “поэтических штучек” и показывает их практически и при этом показывает достойное наследование мастерским владением языковыми средствами, мастерское объединение образности, содержания и формы.