Особенности повествовательной манеры в романе Фолкнера “Шум и ярость”

Принято сопоставлять с Хемингуэем, но если Хемингуэй – космополит, то Фолкнер всегда оставался американским художником, даже региональным (никогда не уезжал из маленького южного городка).

Борьба Севера и Юга 1860-ых гг. за отмену рабства. В менталитете Юга выстраиваются очень сложные отношения к рабству. Все действия происходят в вымышленном графстве, но через него показывается весь Юг. Иллюзию целого мира усиливает то, что сюжеты переплетаются, персонажи сквозные.

Фолкнер – пример усложненной прозы.

Первый период. Яркий модернистский

художник. Претендует на статус основоположника.

Второй период. Реалист, продолжает традиции социального аналитизма. Вершина – трилогия романов (Особняк. …) Прием потока сознания. Традиционное восприятие времени как единственной живой силы. Делает тему времени важнейшей философской проблемой. Произведения глубоко историчны и глубоко личны одновременно. Человек – результат исторического развития, но человек приравнивается к определенному историческому пласту. С позиции Фолкнера есть ТОЛЬКО настоящее. Длинные предложения – попытка свести прошлое и будущее в один миг. Художественное мышление

сформировалось в первую очередь как романное (хотя сборники рассказов являются классикой новеллистической прозы).

“Шум и Ярость” – роман 1929 г.

Принес мировую славу. Носит откровенно экспериментальный характер. Он обнаруживает здесь совершенно новый подход к прозе. Он изначально лиричен.

Название “Шум и ярость” – отрывок цитаты из “Макбета”: Жизнь – это повесть, рассказанная идиотом, и на самом деле есть лишь Шум и Ярость мира.

Роман начинается с рассказа идиота. Композиция виртуозна – состоит из 4 частей.

1. 7 апреля 1928 г.

2. 2 июня 1910 г.

3. 6 апреля 1928 г.

4. 8 апреля 1928 г.

Три первые части написаны в форме внутреннего диалога. Реконструируются 3 типа потока сознания. Четвертая часть – от лица стороннего наблюдателя = авторская позиция – “путеводитель по всему роману”.

Жанровая идея – основы семейного романа. Важнейшая тема – крушение одной типичной южной американской семьи, разрушение патриархальных семейных ценностей. Через историю семьи Компсонов – крушение института семьи и брака всего Юга.

Каждый из 3 повествователей – мужчина (продолжатель рода!).

1. Бенджамин

2. Квентин

3. Джейсон

В первой части главный герой слабоумный, немой. У него день рождения 7-го апреля, ему “уже тридцать лет, как три года” (Ластер). Эта повествовательная призма чрезвычайно сложна. Сартр: “Память идиота становится окном, через которое открывается воображаемый мир Фолкнера”. Бенджи не способен к логическому анализу, но он наделен интуицией. Хаотический поток сознания идиота становится богатейшим источником для анализа. Бенджи – слепой эгоцентризм невинности. Именно эта “невинность” есть та призма, через которую преломляются характеры, отношения. Бенджи создает свой мир, центр которого – Кэдди. Именно его история костяк всего повествования. Воплощение представления Фолкнера о неразрывности времени – нет прошлого и настоящего. Авторских характеристик нет, только детали.

Вторая часть повествователь Квентин. 2-ое июня – день накануне самоубийства. Старший сын. Он и святой, он и грешник, очень ранимая натура. Центр его монолога – Кэдди. Она – воплощение чести и достоинства, а ее падение – катастрофа. Сюжетный мотив падшей женщины – сквозной (“Свет в августе”). Мотив потерянной чести перекрещивается мотивом грязных штанишек из первой части.

Третья часть – повествователь Джейсон. Квентин – слабовольный дурак, Бенджи – Идиот, Кэдди – шлюха. Начало монолога резко подчеркивает различие между ним и Квентином (“Я рад, что у меня нет совести…”). Он прагматик. Крах в потере места от Герберта, в том, что он не учился, в том, что он жил на деньги Кэдди. Квентин – единственное будущее семьи, новое поколение – сбегает с деньгами с актером бродячего цирка.

Четвертая часть. Повествователь – посторонний, он видит то, чего не видят члены семьи. Эта часть – путеводитель, важно: очень полно выстраивается образ дома. Впервые появляются портретные характеристики.

Такая последовательность – субъективно-личностное повествование, жизнь во всей ее многоплановости с разных точек зрения повышается уровень объективности. Поиск истины на пересечении разных точек зрения очень важен для литературы 20-го века вообще.

В ассоциативной форме показывается падение Старого Юга. Этот роман – первый “том” в истории о гибели Юга.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Особенности повествовательной манеры в романе Фолкнера “Шум и ярость”