Особенности бунинской прозы (по рассказам “Господин из Сан-Франциско” и “Солнечный удар”)

В своих произведениях Бунин, с одной стороны, показывал картину своего времени (рабство одних, непомерное господство других), а с другой – раскрывал таинства человеческой души, обличая дурные качества внешне порядочных людей и показывая положительные – негодяев и безнадежных с точки зрения общества. Бунин рисовал также образы людей, выбитых из привычной колеи жизни. Писатель предполагал, что в экстренных ситуациях у человека нет ни времени, ни возможности маскироваться, и он предстает перед окружающими таким, каков есть на самом деле.

И. А. Бунин достиг высокого мастерства в области “малой” формы прозы – рассказа, оставив для потомков блестящие образцы этого жанра. Примером тому могут служить рассказы “Господин из Сан-Франциско” и “Солнечный удар”. На первый взгляд, два этих рассказа ничто не связывает между собой, кроме, конечно, имени автора. У них разные сюжет, тематика, стиль. Но, с другой стороны, есть что-тo, что соединяет вообще все бунинские рассказы тонкой, но прочной нитью. Это, безусловно, любовь к человеку и горечь от его несовершенства, от низости некоторых не лучших представителей общества, от их малодушия.

Подобная авторская горечь прослеживается в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. Богатый, излучающий самоуверенность человек намеревался отдохнуть с семьей. Он отправился в Старый Свет, желая

посмотреть на вулкан Везувий и красоты Италии, побывать на Кипре. Путешествие было роскошным: его заполняли балы, музыка, комфорт и первоклассное обслуживание. Господину оказывали массу внимания – он располагал немалыми деньгами. Но случилось непредвиденное: в поездке наш герой скончался. Казалось бы, печальный момент, неприятная ситуация. Однако никто даже не заметил отсутствия господина, никто и не подумал прекращать веселья.

В своем рассказе автор обличает бездушие мира богачей, их черствость. В “Господине из Сан-Франциско” указан единственно возможный конец жизни этого человека, ведь он сам был холодным, расчетливым, заботился только о материальном благополучии. Его душа очерствела ине могла больше существовать в подобной обстановке. Возможно, тем, что автор не дал герою имени, а определил его просто “господином из Сан-Франциско”, он желал подчеркнуть его бесполезность для общества, для мира, в конце концов, для самого себя.

Иная ситуация складывается в рассказе “Солнечный удар”. В нем герои – далеко не бесчувственные “сухари”, напротив, они способны на сильные душевные порывы. Они с головой окунаются в пучину молниеносно нахлынувших чувств, но, увы, у каждого из них – своя жизнь, помимо этой случайности, у них налаженный быт и материальное благополучие. Решиться променять все это на туманную возможность быть счастливыми в любви – это не для них. Сделать рискованный шаг буквально в никуда может не каждый, по-видимому, только единицы из тысячи. Не случайно и рассказ называется “Солнечный удар”: герои как бы ослеплены друг другом, взрывом чувств, поглощены любовью и готовы на все. Однако последствия от удара недолгие. Наутро все становится как прежде, героиня уезжает, о ней далее не повествуется.

Но вот в душе ее попутчика остается чувство безысходности. Он и сам не может понять, что его гнетет. Просто ему недостаточно моментального счастья, он создан для любви. Быть счастливым всю жизнь не позволяет себе сам человек. В этом и трагедия, в этом и суть бунинских произведений. Писателю больно за своих собратьев, которые по каким-либо – глупым, по мнению Бунина – причинам сами калечат свою судьбу.



Не роби того чого не бажаєш собі.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Особенности бунинской прозы (по рассказам “Господин из Сан-Франциско” и “Солнечный удар”)