Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева
Наверное, нет человека, который, прочитав хоть однажды стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом мире. Только Тютчев может уравнять “нежную улыбку увядания” со “стыдливостью страдания” разумного существа (стихотворение “Осенний вечер”), дождевые капли с человеческими слезами (стихотворение “Слезы людские, о
Весенней негой утомлен,
Я впал в невольное забвенье.
Не знаю, длинный сон,
Но странным было пробуждение
Осень – время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:
Есть
Трогательная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота деревьев,
Багровых листьев томный, легкий шелест…
Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение “Умом Россию не понять…”. Весна у Тютчева – это не только настоящее. Она имеет длину: бегут весенние воды, проясняются небеса. Муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень – это вечность. Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт удивляется ею, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение “Да, в жизни есть мгновение…”). Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие души в природе он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: “… в Россию можно только верить”. Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение “На взятие Варшавы”). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде необходимостью “государства целостность соблюсти”, для того чтобы: “Славян родные поколения под флаг российский собрать…”. Тютчев считал, что Россия должна придерживаться единства, основанного на духовных началах. Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного в ней самой. Условием для выполнения ее космической миссии является внутренняя победа добра над злом. Тютчев – современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основы бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них.
Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева – это вечность, Бог и этот Бог наблюдает за нами, его глаза – звезды, его сила велика: “Он милосердный, всемогущий, Он согревает своим лучом. Пышными цветами на воздухе цветущие, И чистая жемчужина На дне морском. Поэзия – это не просто чистая философия.
У нее есть свои образы и категории. Эти категории Тютчев рисует в виде символов, знаков: “Есть близнецы – для земнородных Два божества – это Смерть и Сон, Как брат с сестрой странно подобные”. Философские начала связаны с христианскими мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу: “Все отнял у меня Бог… Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог”. Этот стих написан под впечатлением любви к Денисьевой. Прекрасным стихотворением о христианском мотиве является “И в Божьем мире то же бывает…”. Оно проникнуто светлой надеждой. Именно “в Божьем мире” Тютчев находит успокоение. Он ищет и находит свой путь к Богу. Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земное, нам понятны образы и образ Вечности – хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны ночи. Критик Лаврецкий откликнулся на образ тютчевского хаоса: “Хаос, по Тютчеву, бесформенные и безличные, темные, слепые, неорганизованные и зыбкие, как библейские воды, в которых кипит глупая основа Мира. Из этой грубой ткани творится риза Богов, красочный, разнообразный мир формы… “. Мотив хаоса присутствует в стихотворении “Последний катаклизм”. В стихотворении “Безумие” хаос способен принимать различную форму, в стихотворении “29-е января” он выражается “в преждевременной тьме”. Хаос может принимать форму моря: “И бунтует и клокочет, хлещет, свищет и ревет”. При этом Тютчев противопоставляет хаос – море состояния покоя, где покой – утес:
Волн бешеных прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и гордый…
Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении “Сон на море” поэт называет его своим именем: “… Я в хаосе звуков лежал потрясенный, Но над хаосом звуков носился мой сон…”. О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное впечатление, если не скажем еще об одной теме его творчества – теме любви. Любовь Тютчева – это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении “Предопределения” Тютчев говорит о любви как о “поединке роковом”. Любовь бывает разная: взаимной и безответной. И не всегда любовь приносит радость и счастье. Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон: “И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений – Самоубийство и Любовь!”. Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы и любовь, и поэзия, и философия – все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Один из таких автобиографических стихов – “Как убийственно мы любим…”. Поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, увы, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет. Тютчевская поэзия – это сильный порыв к истине, душевное человеческое стремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.