Образы предводителей гайдамацкого движения в поэме Т. Г. Шевченко “Гайдамаки”
Вот это было горе, По всей Украине! Хуже ада… А за что… За что люди гибнут? Тот же отец, такие же дети, Жить и дружить. Не умели, не хотели. Каждая эпоха создавала свой образ Т. Г. Шевченко. И хотела его словам говорить от имени народа о себе. Феномен Шевченко отражает нашу национальную природу, наше мировосприятие, наше прошлое, нашу надежду на будущее. Он символизирует душу украинского народа, воплощает его достоинство дух, память.
Итак, Шевченко – у нас больше, чем великий поэт, он национальный пророк. Пророк, согласно библейской традиции,
Максим отважный. Он всегда идет впереди и находится в самой гуще боя, собственным примером вдохновляет повстанцев на решительные поступки. Железняк проникнут глубокой ненавистью к врагу и жестоко расправляется со шляхтой, но благородное намерение – освобождение народа от гнета – превращается в ужасное кровопролитие. Ослепленные кровью, гайдамаки уже не способны остановиться. Возможно, тяжелая жизнь порождает такую невероятную жестокость? Ведь Железняк чуток к Яреме, дорожит дружбой, повстанцы его уважают. Нет уже Гонты: “Железняк заплакал отродясь: слезы не ветер, умер бедняга. На чужом поле, в чужую землю похоронили? Грустно, грустно гайдамаки Батька схоронили. Насыпали Высокую могилу”. Вместе с Железняком призывает наказывать врага и Гонта. Его образ – самый трагический в поэме. Гонта предан присяге и народу, всей душой ненавидит польскую шляхту – это с одной стороны. А с другой – смог же он нарушить присягу, переходя на сторону гайдамаков. А какой преданностью делу можно оправдать его кровавые дела.
“Покатились маленькие дети, и калеки больные: Караул и шум. На базаре, как посреди моря Кровавого, стоит Гонта с Максимом”. Не могу согласиться с тем, что в литературе убийство Гонтой собственных детей не только оправдывается, но и показывается как образец преданности делу. Убийство Гонтой своих сыновей не подтверждается ни историческими, ни фольклорными источниками. Говоря об образах главарей гайдамацкого движения, следует подчеркивать ошибки в их действиях, приведшие к кровопролитию, межнациональной розни, к трагедии народа. Почему? Ответ на это – события в Сербии и Хорватии, Молдове и Чечне.
Поэма “Гайдамаки” Т. Шевченко – это эпопея героических подвигов украинского народа. Скорбит автор, “от казачества, от гетманства высокие курганы – больше ничего не осталось”, плачет Украина кровавыми слезами. И вспоминает поэт о народных вожаках, мужественных гайдамаках, которые, пылая неугасимой ненавистью к врагам, жестоко расправлялись с предателями Родины. Считая себя продолжателями дела Б. Хмельницкого, гайдамаки во главе с их предводителями боролись за социальную справедливость, за свободу. Поэтому неудивительно, что народ верил своим вожакам, был готов идти за ними на любые испытания. Типичным представителем батрацко-бурлацкой бедноты, наиболее непримиримой части восстания 1768 г., является Ярема Галайда. Это наемник, “сирота убогий”, о котором Шевченко пишет: “Ярема гнулся, не зная, не знал, бедолага, что выросли крылья, Что неба добудет, когда полетит…”.
У поэта Ярема – это будто сосредоточенная вековая ненависть народа к господам. Ненависть эта впоследствии перерастает в беспощадную месть: “А Ярема – страшно глянуть – По три, по четыре так и кладет. Испугались его ляхи, трясутся только от одного упоминания о нем”. Стал Ярема верным помощником Максиму Железняку, потому свято верит в дело, которое они делают: “Приобрел Максим себе сына на всю Украину. Хотя неродной сын Ярема, А искренний ребенок. Батько режет, а Ярема не режет – злится. С ножом в руках на пожарах днюет и ночует”. А вот появляется и сам Максим Железняк. Это о нем, любимце народных масс, руководителе восстания гайдамаков, поет кобзарь песню “Летит орел, летит сизый…”.
Он люто ненавидит ляхов, наводит на них ужас своим мужеством, готов драться с ними до последнего. Железняк ведет отряды гайдамаков, идя впереди, потому что понимает, что только собственным примером можно поднять на борьбу людей. Всегда спокойный, сосредоточенный – “уходит, трубку курит, никому ни слова”. Родной Максим народу, гайдамакам, ибо сам бедного происхождения: “Нет у него ни дома, ни сада, ни пруда…”. Поэтому и сочувственно относится ко всем обездоленным, униженным. Поэт восхищается и героизмом, и стойкостью Гонты. Он самоотверженный патриот своего Отечества, его беспримерная верность присяге – проявление горячей любви к Украине. Сыны мои, сыны мои! На ту Украину Смотрите… вы за нее И я за нее”, – говорит он детям. И убивает их, потому что дал присягу уничтожать всех католиков и господ. От клятвы воина Гонта не может отступить, “Чтобы не было измены, Чтобы не было пересудов…”.
Он убежден в невиновности своих детей и хоронит их по казацкому обычаю: покрывая “красной китайкой головы казачьи”. Гонта борется не за свое личное счастье, а за счастье свободного украинского народа. Образы Яремы Галайды, Максима Железняка и Ивана Гонты – образы народных мстителей, образы героических предводителей гайдамацкого движения, готовых отдать свою жизнь, чтобы обрести свободу своему народу. Они навсегда останутся в памяти народной, они навсегда останутся в моем сердце. Вот мы с вами и побывали среди гайдамаков, встретились и с Яремой, и с Железняком, и с Гонтой. Мы должны знать свою историю, родной язык.