Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX века
Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы.
Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А. С Пушкина “К морю”. Перед нами стихотворение – обращение к морской стихии, близкое к жанру послания к другу. Какие же качества привлекают поэта в море?
“Прощай, свободная стихия…” – говорит Пушкин в первой строчке своего
Как я любил свои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час.
Описание моря выполнено поэтом в приподнятых, торжественных выражениях. Пушкин отбирает соответствующую лексику – слова высокого поэтического ряда, архаизмы: “бездны глас”; “смиренный парус
Стихотворение Лермонтова “Два великана” воспроизводит бой двух великанов – иноземного и русского. Русский великан в честном бою доказал самоуверенному заморскому богатырю, слава о котором гремела “за долами, за горами”, что русские богатыри обладают недюжинной физической силой и, если возникнет необходимость, защитят Россию от врагов:
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою – …
Ахнул дерзкий – и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Море, в которое упал сраженный рукой русского витязя богатырь иноземец, олицетворяет мощь, богатырскую силу великана. Море, огромное, таящее в себе грозную силу, чем-то сродни русскому богатырю.
В стихотворении “Желанье” лирический герой, томясь в неволе, тоскует о свободе, мечтает вырваться из своей темницы. Свободу для лирического героя олицетворяют “сине поле”, по которому можно “проскакать” на резвом коне; “черноглазая” красавица и море:
Я тогда пущуся в море,
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С Дикой прихотью пучин.
Лирического героя не пугает, не страшит “дикая прихоть” морских пучин. Море, неспокойное, огромное, – достойное прибежище для беспокойной души лирического героя, жаждущего полноценной жизни, действия.
Олицетворением воли, свободы, динамики является море и в другом стихотворении М. Ю. Лермонтова – “Для чего я не родился…”. Лирический герой этого стихотворения, словно томясь условностями света, грустит о своей несвободе; жалеет, что не родился синей волной. Герой мечтает, “шумно катиться Под серебряной луной”, “страстно лобзать” “золотистый песок” и “презирать” все опасности, таящиеся в морских пучинах.
Традиционно образ моря оценивался русскими классиками в положительном свете. Часто, следуя романтической традиции, эта стихия становилась олицетворением свободы как недостижимого идеала героя.