Модернизм в романах Хаксли

В 30-е годы модернизм перестает претендовать на роль ведущего направления в английской литературе. В наступление идет реализм и выигрывает одно литературное сражение за другим. Некоторые декаденты все более заметно и откровенно обнаруживают реакционную направленность своего творчества.

Показательна эволюция Хаксли от 1932 (“Прекрасный новый мир”) до 1939 года (“После многих лет умирает лебедь”). Второй этап в творчестве Хаксли отделяет от первого утопический роман-фантазия “Прекрасный новый мир”. Роман сохраняет прежний

блеск сатирического мастерства Хаксли, то остроумие, которое отличает все ранние книги писателя. Но сатира бьет в неверно выбранную мишень. Мысль автора начинает двоиться, объект сатиры приобретает зыбкость и двусмысленность. Своим романом Хаксли пытается ответить на вопрос, что будет с человечеством через 600 лет, и рисует “единое мировое государство” в “году от Форда” 632-м. По ряду признаков в цепи комических образов, нанизанных друг на друга в начале книги, нетрудно узнать сатиру на “фордовскую” Америку. Со страниц романа одна за другой встают картины мира, предельно механизированного и стандартизированного.

В

основе утопии Хаксли мысль о том, что в своем развитии капитализм превращает человека в бездумный механизм. Он обращается к руссоистскому “идеалу опрощения” и возвращается вспять к “природе”. Не случайно единственный положительный характер в романе – “дитя природы”, Дикарь.

В середине 30-х годов, когда лучшие люди Англии призывали в своих произведениях к борьбе с фашизмом, не задумываясь даже отдать жизнь в этой борьбе, Хаксли выступил еще с одной утопией – “Слепой в Газе” (1936). Ирония его тускнеет. Критика становится плоской и беспредметной. Автор все чаще прибегает к натуралистическим зарисовкам, все чаще изображает уродливые, отталкивающие проявления животной природы человека. В рисунке Хаксли превалирует гротеск, который причудливо совмещается с утонченным анализом возвышенных душевных переживаний героя.

В 1939 году, переехав в США, Хаксли издал роман “После многих лет умирает лебедь”. Тяга к безобразному, болезненному проявляется здесь больше, чем в предыдущих книгах, сатирические приемы служат для дальнейшей дискредитации человека. Писатель стремится поставить под сомнение возможность и целесообразность любых прогрессивных преобразований, цели и возможности антифашистской борьбы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Модернизм в романах Хаксли