Проблема социального устройства в романе Хаксли “О дивный новый мир”


Олдос Хаксли – это выдающийся писатель ХХ века, творчество на протяжении десятилетий было “лакмусовой бумажкой” основных тенденций развития литературы Запада, общественной мысли вообще для мировой критики. Роман относится к направлению антиутопии.

По признанию самого О. Хаксли, роман в большей степени ответ на модель “научного общества”, которая была предложена Г. Уэллсом в романе “Люди как боги”. Позже, во “вновь посещенном “дивном новом мире” О. Хаксли говорит, что темой его произведения является не сам научный прогресс, а то, как он влияет на личность человека. “О дивный новый мир” отличает высокое материальное благосостояние мира. Человек как личность – это главный объект исследований О. Хаксли, а актуальность его романа связана именно благодаря направленности на исследование состояния человеческой души. В мире конвейерного труда и механической физиологии свободный человек – это небывалое явление.

При создании модели своего “дивного нового мира” О. Хаксли объединил самые негативные черты тоталитаризма и современного ему общества массового потребления. Итогом всех попыток детерминировать мир становится уменьшение личности до тех размеров, которые подвластны программированию. И концом пути человечества будет “дивный новый мир”, в котором все человеческие желания заранее предопределены.

При этом желания, которые общество удовлетворить может – удовлетворяются, а невыполнимые уничтожаются благодаря генетике еще до рождения человека, в соответствующих пробирках, из которых выводится население. В “дивном новом мире” все мысли, поступки людей должны быть одинаковыми, и даже самые интимные желания должны быть у всех идентичными.

Вся, правда, материализована в словах Верховного Контроллера: “Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует”.

Мир в романе – одно большое государство, все люди в нем равны, но принадлежат к разным кастам. Еще не родившись, люди уже делятся на высших и низших путем химического воздействия на зародыши. Количество категорий – каст – велико – “альфа”, “бета”, “гамма” и так далее по алфавиту до “эпсилон”. Последние специально создаются умственно неполноценными, чтобы выполнять самую грязную и неприятную работу. Высшие касты сознательно отказываются от общения с нижними. Но представитель каждой касты в любом случае “адаптируется”, проходя через специальную конвейерную ленту. И лишь Великие Контроллеры не проходят адаптацию, их пониманию доступно все, что известно обычному “неадаптированному” человеку, то есть та самая “ложь во спасение”, на основе которой и построен “дивный новый мир”.

В рабстве мира антиутопии О. Хаксли далеко не все равны. Ведь невозможно всем предоставить равноценные работы, так гармония между обществом и человеком достигается путем специального уничтожения всех эмоциональных и интеллектуальных качеств человека, которые просто не будут ему нужны в последующей жизни: высушивание мозга, и внушение ненависти посредством электрошока к определенным предметам и т. д. В своем романе Х. говорит о будущем, которое лишено самосознания, как о чем-то вполне закономерном, ведь “дивный новый мир” возник по пожеланиям и воле большинства. Но возникают отдельные личности, которые пытаются противостоять системе, противопоставляя свой свободный выбор всеобщим представлениям о счастливом существовании.

Таким образом, в романе О. Хаксли представлена борьба двух сил. Одна из них утверждает антиутопический мир, а другая – отрицает его. Но любая попытка бунта пресекается моментально, общество не идет за революционерами. Стремление к самосознанию и свободе выбора в этом мире не примет эпидемический характер, ведь на отстаивание своей свободы способны лишь избранные, которые в срочном порядке изолируются от “счастливых младенцев”. Двое восставших против всеми принятого порядка в итоге были сосланы на “острова”, специально предназначенные для прозревших, а третий – Дикарь – который пытался донести до общества мысли о свободе и справедливости, выступая перед обществом, осознав, что стал всеобщим посмешищем, повесился. Таков конец романа “О дивный новый мир”.

В “дивном новом мире” нет места для человека свободного, для человека живущего, а не существующего. Его рядовые обитатели, созданные в пробирках, “счастливые младенцы”, действительно счастливы в своем мироощущении. Поэтому “дивный новый мир”, который однажды построен, обречен в рамках созданной О. Хаксли модели на процветание и устойчивость.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Андрухович казкар.
Проблема социального устройства в романе Хаксли “О дивный новый мир”