Антитеза мечты и реальности в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Философия жизни такова, что не каждая мечта, даже самая высокая, в действительности становится реальной, и оказывается, что мы “из мрака” только грезим о песнях “светлой жизни”. Именно, с такой ситуацией сталкиваются герои из произведений Александра Сергеевича Пушкина ” Евгений Онегин ” и Михаила Юрьевича Лермонтова ” Герой нашего времени “. Мы видим, что Онегин и Печорин мечтают, грезят о лучшей жизни, о чистой и искренней любви, но авторы этих произведений используют антитезу в описании судеб героев, в итоге они остаются

ни с чем.

В начале произведения “Евгений Онегин” перед нами предстает молодой человек, который приехал к своему дяде:
“Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
коснуться до всего слегка,
с ученым видом знатока.
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм…”

Затем мы видим, что в эту же деревню, где недавно обосновался Евгений, приезжает помещик Владимир Ленский, идеалист и романтик. Вскоре молодые люди подружились и Ленский рассказывает своему другу о симпатии к Ольге Лариной. Знакомство Онегина с семьей Лариных ознаменуется

встречей Евгения со старшей сестрой Ольги, Татьяной. Как героиня многих французских романов Татьяна пишет любовное письмо Евгению, на которое нет ответа. Через пару дней молодой человек объясняется с девушкой: “Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет”

Что подвигло Евгения на подобные слова? Возможно слишком суетливые намерения родителей Татьяны, которые пророчили скорую свадьбу молодых. Проходит много времени, после многочисленных путешествий Онегина, на одном из московских балов он встречают Татьяну, которая к тому времени очень изменилась: “Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.

Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar…”

Теперь Евгений начинает проявлять свои чувства к такой прелестной даме, он пишет ей письма и признается в любви. А затем Татьяна упрекает молодого человека в том, что, только разбогатев, она стала столь привлекательна для него. Мы видим, как рушится мир Евгения, он мечтал о светлой и чистой любви, но когда она была ему предложена молодой человек отказался от нее, теперь же полюбив Татьяну ему стало понятно, что он упустил свое счастье. Татьяна признает, что любит Онегина:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен…
Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьяны показался,
И здесь героя моего,
В минуту злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда”.

Роман Михаил Юрьевича состоит из нескольких глав, в которых рассказывается о некоторых жизненных ситуациях главного героя, Георгия Александровича Печорина. Из этих коротеньких историй читатель видит все ту же антитезу мечты о прекрасной жизни и осуществившуюся реальность.

В начале произведения Максим Максимыч один из действующих лиц романа, так описывает своего приятеля Печорина: “Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего…. Да-с, с большими был странностями…”. И как мы видим у этого человека “со странностями” есть мечта – слава и самое главное счастье.

В первой главе “Бэла” мы видим, что Григорий похищает молодую “дикарку” хоть и от скуки, чтобы влюбить в себя и таким образом развлечься, но все же в конце, когда Казбич закалывает Бэлу, Печорин ходит, как сам не свой: “…был долго не здоров, исхудал, бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле: я видел, что это ему будет неприятно, так зачем же?”. Человек, который ничего не чувствовал к другому человеку, не стал бы так переживать.

Затем автор повествует еще о некоторых приключениях Григория Александровича в таких главах, как “Максим Максимыч” и “Тамань”, но я предлагаю рассмотреть наиболее значимую для нас главу – “Княжна Мери”. В ней раскрываются истинные мечтанья главного героя романа. В этой главе Григорий Печорин встречает княжну Мери и решает влюбить ее в себя, дабы уязвить самолюбие Грушницкого, который влюблен в юную княжну. Затея имеет огромный успех, и в это время Печорин встречает свою первую любовь Веру: “Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек”.

Княжна Мери делится со своей кузиной о своих чувствах к Григорию, Вера рассказывает все Печорину: “она влюблена в тебя, бедняжка”, молодой человек делает вид, что его это не волнует. Однако в виду своей опытности и женской интуиции Вера понимает, что Григорий заинтересован княжной, поэтому она берет с него слово, что тот не женится на Мери. За это она предлагает ему устроить свидание, во время которого в полутьме начинается неразбериха, и Григория принимают за вора. Затем Грушницкий с товарищами распускают ужасные наветы на княжну, из-за этого Печорин вызывает молодого офицера на дуэль, в которой выходит победителем: “Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза…. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели”.

Из этой главы читатель видит, что главный герой, Григорий Печорин, стремиться к той самой любви, о которой мечтал так давно. Вспомним его вопросы, которые он не раз обращал к самому себе: “Уж не влюбился ли я, в самом деле? Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что это можно от меня ожидать?”. Он действительно влюблен в молодую княжну, которая отвечает ему взаимностью, но что мешает их заоблачному счастью? Здесь скорей всего сказывается вся эта гадкая манера светской испорченности Печорина, хотя тут же читатель видит и другую сторону этого молодого человека. Мы видим, что он способен проявлять глубокие и искренне чувства по отношению к другим, но его эгоизм и стремление к славе не дают ему подастся такому прекрасному чувству, как любовь.

В этих двух произведениях авторы показали нам героев, для которых самое светлое и нежное чувство не было на первом месте, они откидывали его куда-то на задний план. Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов дают нам возможность задуматься о том, какие же вещи действительно важны в нашей жизни. Деньги и слава? Определенно нет! Самое ценное, это когда тебя дома всегда ждет любимый человек, которому ты можешь доверить самые сокровенные тайны, и который всегда поможет в трудную для тебя минуту. Авторы этих произведений не случайно проводят антитезу мечты и реальности, этим приемом они хотели показать читателю, что если у вас есть мечта, то вы должны не задумываясь стремиться к ней, и вас не должны пугать никакие преграды. Тогда достигнув желаемого, воплотив мечты в реальность, вас ждет высшая награда, которую получают далеко не все.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Антитеза мечты и реальности в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”