Митрофан тип избалованного “маменькиного сынка”

Митрофан означает “являющий свою мать”, т. е. похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного “маменькиного сынка”, выросшего и сложившегося в невежественной среде поместного дворянства. Крепостное право, домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили, развратили его. От природы он не лишен хитрости и сообразительности. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном (рассказ о сне) или пугает ее угрозой утопиться, если не

уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова.

Умственное развитие Мнтрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду, к учению. Сцены его занятий с учителями и “экзамена” ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание что-либо понять, усвоить новое. Голубятня, подовые пироги, сладкий сои и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные занятия. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким – матери и няньке. С учителями он не разговаривает, а “лается”, по выражению Цыфиркина; преданную ему Еремеевиу называет

“старой хрычовкой”, угрожает ей свирепой расправой: “Уж я те отделаю!” Когда не удалось похищение Софьи, он гневно кричит: “За людей приниматься!” Потерявшую и власть, и имение мать, в отчаянии бросившуюся к нему, он грубо отталкивает: отвяжись, матушка, как навязалась!”

Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные его качества. Умственное убожество, неразвитость Митрофана сказываются в том. что он не умеет пользоваться словом, связно говорить. Он выражается односложно: “Небось, брат”, “Кака, котора дверь?”, “Все к черту!” В его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных: “По мне, куда велят!, “Да, того и смотри, что от дядюшки таска, “Нырну – так как звали! Основной тон его речи – капризный, пренебрежительный, грубоватый тон избалованного “маменькиного сынка, барчука, будущего деспота и самодура. Даже с матерью он говорит более чем развязно, а порой и дерзит ей.

Образ Митрофана – образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки стало нарицательным. Самое слово “недоросль”, означавшее до Фонвизина дворянского подростка, не достигшего 16 лег, стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего н ничего не желающего знать.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Митрофан тип избалованного “маменькиного сынка”