Мир и человек в поэзии Б. Окуджавы
Каждый писатель рисует мир по-своему. Неповторима и та гамма цветов, которую он использует. Главная роль в этом принадлежит эпитету – образному определению предмета. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным. Настроение автора играет роль цветового фильтра: под его воздействием один и тот же предмет может оказаться и “алым”, и “кроваво-красным”, и “грязно-красным”. Внимательно присмотреться к цветовым эпитетам – значит глубже понять поэта.
Слушая песни или читая стихи Б. Окуджавы, сразу обращаешь внимание на
…Белую краску возьми, потому что это – начало, потом желтую краску возьми, потому что все созревает,
потом серую краску возьми, чтобы осень в небо плеснула
свинец,
черную краску возьми, потому что есть у начала конец,
а потом синюю краску возьми, чтобы вечер птицей слетел
на ладонь, красную краску возьми, чтобы пламя затрепетало,
потом краски зеленой возьми, чтобы веток в красный
подбросить огонь…
( “Как научиться рисовать” )
Мы видим, что поэт использует цветовые эпитеты и в прямом, и в переносном значении: “белое” и “черное” означают “начало” и “конец”. В текстах Окуджавы нередко приобретает символический смысл слово “белый”. Белый цвет связан с представлением о мире, противостоящем войне:
… Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
(“До свидания, мальчики”)
Лишь белые вербы,
как белые сестры, глядят тебе вслед.
(“Песенка о пехоте”)
Белый цвет имеет для автора особое значение, потому что несет в себе возвышенную чистоту природы:
…Два кузнечика зеленых пишут белые стихи.
Они перышки макают в облака и молоко,
чтобы белые их строчки было видно далеко…
(“О кузнечиках”)
Окуджава играет значением оборота “белые стихи”. Источником белизны, чистоты становятся облака – частицы неба – и молоко, связанное с домашним уютом. Шуточный рассказ о кузнечиках становится очень серьезным. Это стихотворение о том, что стихи пишутся самой жизнью, отраженной в сознании поэта, а его рукой должны водить самые светлые и высокие чувства.
Эпитет “красный” становится в стихах Окуджавы знаком тревоги, напоминает об огне и крови:
…Ты подкинь-ка, смеясь, августовского хворосту
своей белою пригоршней в красный огонь.
(“Стихи без названия – 3”)
Не пугайся слова “кровь” –
кровь, она всегда прекрасна,
кровь ярка, красна и страстна,
“кровь” рифмуется с “любовь”.
(“Два великих слова”)
Интересно, насколько гармонична поэзия Окуджавы: он одинаково часто использует слова “белый” и “красный”, наполняя мир то чистотой и покоем, то яростной тревогой.
Рисуя картины природы, поэт постоянно обращается к синему и голубому цветам. В его стихах возникают “голубые леса”, “синее небо”, “синие горы”, “майская синева”. Призыв к живописцам: “Окуните ваши кисти в голубое…” – воспринимается как просьба видеть и воспевать красоту природы.
Цветовые эпитеты, которые использует Окуджава, помогают ему вовлечь читателя и слушателя в мир, где царят чистота и любовь.