Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем
Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись ” Мертвых душ ” Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев сближения критика с писателем. В 1847 году, когда до Гоголя дошли резкие отзывы “Современника” на книгу “Выбранные места из переписки с друзьями”в июне-августе Гоголь написал сразу
Сначала на его статью в “Современнике”, потом в ответ на знаменитое письмо Белинского, которое вскоре читала вся мыслящая Россия. Эти письма свидетельствуют о том, как не далек был Гоголь от Белинского идейно. Слово Белинского задевало его непосредственно и глубоко. В 1839 году Белинский принимается за разбор комедии Грибоедова и посвящает этому почти половину статьи “Горе от ума”. Через 7 лет после смерти великого критика Герцин опубликует письмо Белинского Гоголю в журнале “Полярная звезда” в Лондоне.
В последний год жизни (1848) Белинский еще напечатает дополнение к
Схожі твори:
- Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы Тема школы, традиционная для немецкой литературы,- одна из сквозных тем романа. Старая школа – исходная точка пути героя, новая – знак коренного поворота в его жизни, связанного с поворотом истории. С первых же послевоенных дней литература на востоке Германии обратилась к проблемам строительства новой жизни, воспитания нового человека. Ее путь отмечен все более глубоким проникновением […]...
- История написания комедии Гоголем “Ревизор” Возможно, что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Во всяком случае со слов А. С. Данилевского, приятеля Гоголя по гимназии, В. И. Шенрок записал, что в 1835 году, возвращаясь из своего летнего путешествия через Киев, Гоголь вместе с Пащенко и Данилевским по дороге в Петербург разыгрывали “Ревизора”. “Здесь была разыграна […]...
- Литературная премия и Альфред Нобель Альфред Нобель жестоко подшутил над восемнадцатью членами тихой, захолустной Шведской академии языка и литературы, отдав на ее суд всю мировую литературу. Храбрость тогдашних академиков была почти безрассудной – глаза боялись, а руки делали. Начальный период существования премии был катастрофичен: из 10 первых лауреатов в живой литературе остался, пожалуй, только Киплинг, прочие же довольно быстро перекочевали […]...
- Современная Гоголю критика о “Ревизоре” “В каком-то городке, излагает содержание комедии Булгарин, городничий, земский судья, почтмейстер, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений представлены величайшими плутами и дураками. Помещики и отставные чиновники – ниже человеческой глупости. Жена и дочь городничего кокетки, каких… нельзя найти в малом городишке… Купцы и подрядчики сущие разбойники; полицейские чиновники ужас! В этом-то городишке все крадут, берут взятки, […]...
- Литературная деятельность графа де Торенои герцога де Фриаса Совершенно иной характер представляют нам как самая личность, так и вся деятельность графа де Торено: это истый аристократ до мозга костей, утонченно изящный в каждом движении, склонный к сибаритству, привыкший окружать себя грандиозной роскошью во всех мелочах домашней обстановки, охотно посещающий великосветские салоны, большой любитель дамского общества, – но вместе с тем и ученый историк, […]...
- Белинский и Защита “натуральной школы” Новейшая же русская литература призвана не просто повторять пушкинские традиции, но идти значительно дальше, ориентируясь уже в большей степени на Лермонтова и в особенности на Гоголя. Его художественные принципы, с точки зрения Белинского, были особенно актуальны и перспективны для молодых писателей – участников “натуральной школы”. Защита “натуральной школы” была закономерным следствием постоянной борьбы великого критика […]...
- Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова К. М. Симонов (1915 – 1979). Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова была разнообразной. Он писал повести и романы, публицистику и пьесы, киносценарии и литературоведческие исследования. Однако начинал Симонов со стихов, и долгое время в сознании читателя он был прежде всего поэтом. То, что произошло с его стихами в годы Великой Отечественной войны, – редкий случай […]...
- Литературная деятельность Писарева “Низвержение… династии Романовых и изменение политического и общественного строя,- писал он – составляют единственную цель и надежду всех честных граждан. Чтобы при теперешнем положении дел не желать революции, надо быть или совершенно ограниченным, или совершенно подкупленным в пользу царствующего зла… На стороне правительства стоят только негодяи, деньгами, которые обманом и насилием выжимаются из бедного народа. […]...
- Краткое изложение Избранная критика Ходасевич В. Ф. Ходасевич Избранная критика Гумилев и Блок Это люди разных поэтических поколений. Блок – символист, Гумилев – враг символизма. Для Блока его поэзия – духовный подвиг, неотделимый от его жизни, для Гумилева – форма литературной деятельности. Блок – поэт всегда, Гумилев – лишь когда писал стихи. Гумилев обладал отличным литературным вкусом, было что то […]...
- Современная критика о “Ревизоре” “В каком-то городке…,- излагает содержание комедии Булгарин, – городничий, земский судья, почтмейстер, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений представлены величайшими плутами и дураками. Помещики и отставные чиновники – ниже человеческой глупости. Жена и дочь городничего кокетки, каких… нельзя найти в малом городишке… Купцы и подрядчики сущие разбойники; полицейские чиновники ужас! В этом-то городишке все крадут, берут […]...
- Литературная жизнь в эпоху Августа Эпоха Августа – период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались образцами. Эти произведения – результат многовекового развития римской культуры, но в то же самое время они выражают те идейные течения, какие характерны для эпохи Августа. Ко времени правления […]...
- Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь Белинский ценит комедию Грибоедова за то, что это “благороднейшее гуманистическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности…” [11, 576]. Если в […]...
- Критика твору М. Булгакова “Фатальні яйця” Книга – найбільший винахід людства. Наше століття, століття техніки, у неї з’явився серйозний конкурент – телебачення, але більшість людей як і раніше віддають перевагу книзі. З появою книги з’явилася і критика. Якщо спочатку вона виражалася лише в розмовах, то з розвитком техніки вона оділася в друкований вигляд. З розвитком друку критика стала доходити до більшості […]...
- Идейно-литературная борьба в начале XIX века Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806-1807 гг. “шишковисты” организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный характер. С 1811 г. начинает существование “Беседа любителей русского слова”, пользовавшаяся “высочайшим покровительством”. Новое общество, построенное по образцу казенного […]...
- Просвещение и передовая русская литературная мысль Тем не менее, открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли политическую заостренность. Публичное порицание крепостнических порядков свидетельствовало о глубоких изменениях, которые происходили в недрах феодального общества, оповещали о начинавшемся его разложении. Конечно, передовые люди России 60-х годов XVIII в. не могли предвосхитить будущее и их требования по […]...
- Английская литературная школа свободного обмена Восстановление в Англии хлебных законов, политические успехи Кобдена, торговые трактаты 1860 г. во Франции, все это вместе произвело крайнее возбуждение умов в одной части испанской молодежи. Между студентами математического и юридического факультетов образовалась целая партия; со всею горячностью, со всем легкомыслием юности, она приняла за догматы абсолютные теории свободного обмена, установленные манчестерской школой, и сочла […]...
- Кріпосник Собакевич у створеній М. Гоголем галереї мертвих душ І. Кріпосницька Росія 30-х років XІX ст. в поемі М. Гоголя “Мертві душі”. ІІ. Собакевич – поміщик-кріпосник, реакціонер. 1. Зовнішній вигляд Собакевича (схожість із “середнього розміру ведмедем”; символічна звичка наступати всім на ноги; безмежна жадібність, корисливість; убогість, невиразність мови). 2. Собакевич у своєму маєтку (зовнішній вигляд садиби, що схожа на “ведмежий кут”; постійне клопотання про […]...
- Сучасна Гоголеві критика про “Ревізора” “У якомусь містечку, викладає зміст комедії Булгарин, городничий, земський суддя, поштмейстер, доглядач училищ, піклувальник богоугодних закладів представлені найбільшими шахраями й дурнями. Поміщики й відставні чиновники – нижче людської дурості. Дружина й дочка городничего кокетки, яких… не можна знайти в малому містечку… Купці й підрядники сущі розбійники; поліцейські чиновники жах! У це-те містечку всі крадуть, хабарничають, […]...
- Критика Афанасьєва з боку відомих письменників У рецензії А. М. Пипін зазначає “вірні прийомах у поясненнях казкових переказів” у Афанасьєва, хоча “пояснень міфічного значення різних казок він іде вже задалеко, бажаючи навіть дрібним подробиць дати місце у міфічних уявленнях народу”. Отже, навіть Пипін, на той час вже який написав свій чудовий “Нарис літературної історії стародавніх повістей і казок російських”, заперечує не […]...
- Полемика и критика вокруг комедии “Горя от ума” Грибоедова Полемизируя с утверждениями реакционного лагеря, Бестужев и близкие к декабристскому литературному кругу В. Ф. Одоевский и О. М. Сомов указывали на правдивость изображения в “Горе от ума” барской среды, на самобытность и оригинальность комедии, ее языка. В. Ф. Одоевский особенно подчеркивал оригинальность и русский колорит слога “Горя от ума”. “Точно так же справедливо ваше замечание, […]...
- Белинский и его работы по украинской литературе Белинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. “Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая”. Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время […]...
- Сочинение на тему: Проблема II тома “Мертвых душ” Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются – и чем дальше, тем больше – признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Гоголя сыграли его длительная оторванность от России, воздействие его новых друзей из славянофильских и консервативных […]...
- В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу 1847 года” Конспект по статье В. Г. Белинского “Взгляд на русскую литературу 1847 года”/ Какая литературная школа, по мнению Белинского, стала главенствующей в русской литературе? Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы. С одной стороны, нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь Пристрастным увеличениям, мы можем сказать, что публика, то есть большинство читателей, за нее: это […]...
- Краткое изложение Замятин Е. И Евгений Иванович Замятин (1884-1937) – русский писатель. Евгений Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 г. в городе Лебедянь Тамбовской губернии. Отец – православный священник, мать – пианистка. С 1893 по 1896 год Замятин посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью. В этом же году […]...
- Биографические сведения – Джакомо Кваренги Джакомо Кваренги родился в Италии в 1744 около Бергамо. Он рос среди построек Палладио и знал все его творения от первого лица Показав определенный талант он переехал в Рим 1762 году, где он обучался рисованию у Менгса Чрезвычайная сепия и чернильные разработки его построений, деликатно выдвигали на передний план белое, показывая великолепное мастерство, которому он […]...
- Сочинение (биография) – Джакомо Кваренги Джакомо Кваренги родился в Италии в 1744 около Бергамо. Он рос среди построек Палладио и знал все его творения от первого лица. Показав определенный талант он переехал в Рим в 1762 году, где он обучался рисованию у Менгса Чрезвычайная сепия и чернильные разработки его построений, деликатно выдвигали на передний план белое, показывая великолепное мастерство, которому […]...
- Белинский – основоположник русской эстетики и литературной критики Художественная литература для него – одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: “Отнимать у искусства право служить общественным интересам – значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы, […]...
- Критика російської дійсності у п’єсі М. Горького “На дні” Добре, коли прочитана книга або театральна постановка залишає слід у душі. І якщо він, цей слід, яскравий, ми здатні замислитися над тим, яке значення має для нас цей добуток, що він дає нам. Із часу створення п’єс Горького пройшло багато років, але і тепер вони читаються і йдуть у театрах. Видимо, їм визначено довге життя. […]...
- Некрасов и Белинский В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. К тому Времени великий критик находится в центре литературного движения эпохи и Его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он Угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию […]...
- Критика про книгу А. Твардовского “Василь Теркин” І. А. Бунін 10 вересня 1947 р. писав з Парижа відомому літераторові Н. Д. Телешову: “Дорогою Микола Дмитрович, я тільки що прочитав книгу А. Твардовского (“Василь Теркин”) і не можу удержатися – прошу тебе, якщо ти знаком і зустрічаєшся з ним, передати йому при нагоді, що я (читач, як ти знаєш, причепливий, вимогливий) зовсім піднесений […]...
- Критика індивідуалістичного бунту у романі Достоєвського Створення роману “Злочин і покарання” довелося на переломний для Росії рубіж п’ятидесятих-шістдесятих років минулого століття. Це був час Другої імперії у Франції, час Наполеона ІІІ, час Бісмарка, що почало об’єднання Німеччини “залізом і кров’ю”, час краху старих феодальних порядків у Росії й росту нових, буржуазних. На зміну дворянським революціонерам прийшли революціонери-різночинці, яких спробував зобразити І. […]...
- Свіфтівська критика людських вад у творі “Мандри… Гуллівера” Світову славу відомому англійському письменнику-романісту приніс його роман “Мандри… Гуллівера”, де автор вдався до алегоричного зображення сучасної йому Англії. І цей його роман – нищівна сатира на Англію, її монархів, закони та звичаї, які панували в країні. Письменник у цьому творі виразно й майстерно висміює недоліки, людські вади. Трьохщогловий бриг “Антилопа”, знявшись з якоря у […]...
- Критика вид сучасного суспільства в комедії М. Куліша “Мина Мазайло” Комедію М. Куліша “Мина Мазайло” часто називають філологічною п’єсою. Свого часу, наприкінці 20-х років XX століття, вона з великим успіхом йшла на українській сцені. Але 1930 року, коли українізацію було згорнуто, п’єсу одразу заборонили. Однак серед читаючої публіки вона викликала досить гостру дискусію, оскільки вже за своїм характером вона є суто дискусійним твором. Так, герої […]...
- Краткое изложение Станислав Монюшко СТАНИСЛАВ МОНЮШКО 1819-1872 Монюшко – основоположник польской оперной классики – оставил обширное наследие. Им написано около трехсот песен, кантаты, произведения для симфонического оркестра, фортепианные и другие сочинения. Произведениям Монюшко свойственны простота и сердечность, обилие прекрасных, полных выразительности и поэтичности мелодий. В его музыке, пронизанной элементами польской народной песенности, метко схвачены черты национального характера. Станислав Монюшко […]...
- Гостра критика дійсності і трагічні долі людей “дна” (за п’єсою М. Горького “На дні”) Кінець XІX – початок XX століття – це епоха гострих соціальних протиріч. У цей період А. М. Горький пише п’єси й оповідання, в яких він глибоко і яскраво показує всю сутність суперечностей капіталістичного суспільства. В одній з таких п’єс – п’єсі “На дні” – Горький показав трагедію людини, безвихідність його положення і неукротим моє прагнення […]...
- Белинский о комедии Гоголя “Ревизор” В 1839 году в статье о “Горе от ума”, осудив комедию Грибоедова “с художественной точки зрения” (что, как он писал в письме к В. П. Боткину от 11 декабря 1840 года, ему было тяжелее всего вспоминать), Белинский восторженно приветствовал “Ревизора”. Его анализ комедии Гоголя в целом, его блестящие характеристики героев “Ревизора” подробно рассматриваются нами ниже, […]...
- Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Одессе В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате “Херсонес”. К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. “Херсонес” и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин. После карантина […]...
- Трагический образ типического героя в поэме “Демон” “Демон” Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя того времени нарисован с большим сочувствием. К образу Демона обращался и Пушкин (“Демон”, 1823), еще раньше Гете ( Мефистофель в “Фаусте”, 1774-1831) и Байрон (Люцифер в “Каине”, 1820). Но лермонтовский Демон резко отличен от них. […]...
- Становление теории и критики литературы в России В статье Из прошлого печати в России Белинский отмечал, что “освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время” […]...
- Краткое изложение Алешковский Ю Иосиф Ефимович Алешковский, более известный как Юз Алешковский (род. 21 сентября 1929, Красноярск, РСФСР) – русский писатель, поэт и бард. Эмигрировал из СССР в 1979 году, живет преимущественно в США. Лауреат Пушкинской премии (2001). Иосиф Алешковский родился 21 сентября 1929 года в Красноярске. Вскоре семья переехала в Москву, где мальчик поступил в школу. Во время […]...