Краткий словарь музыкальных терминов
Аккомпанемент (фр. accompagnement – сопровождение) – музыкальный фон к основной Мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.
Аккорд (ит. accordo, фр. accord – согласие) – созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. А. подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. Консонанс и Диссонанс).
Акт (лат. actus – действие) – относительно завершенная часть театрального представления (Оперы, Балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом – Антрактом. Иногда А.
Ансамбль (фр. ensemble – вместе) – 1. Название относительно самостоятельных музыкальных Эпизодов в Опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, Вокальные партии которых не тождественны; по числу участников А. разделяются на Дуэты, Трио или Терцеты, Квартеты, Квинтеты, Секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.
Антракт (фр. entr’acte – букв, междудействие) – 1. Перерыв между Актами театрального
Ариетта (ит. arietta) – небольшая Ария.
Ариозо (ит. arioso – вроде арии) – разновидность Арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными Эпизодами.
Ария (ит. aria – песня) – развитой Вокальный эпизод в опере, Оратории или Кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении Оркестра, обладающий широкораспевной Мелодией и завершенностью музыкальной Формы. Иногда А. состоит из нескольких Контрастных (см.) разделов. Разновидности А. – Ариетта, Ариозо, Каватина, Кабалетта, Канцона, Монолог и т. д.
Балет (фр. ballet от ит. ballo – танец, пляска) – крупный музыкалъно-Хореографический (см.) Жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Б. в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью Оперы.
Баллада (фр. ballade, ит. ballare – танцевать) – первоначально название провансальской (Франция) плясовой Песни; затем – литературно-поэтический Жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIX в. – обозначение Вокальных и инструментальных Пьес повествовательного склада.
Баритон (греч. barytono – тяжелозвучный) – мужской голос среднего между Басом и Тенором регистра; другое название – высокий бас.
Баркарола (от ит. barca – лодка, barcaruola – песня лодочника) – род Песни, распространенный в Венеции, а также название Вокальных и инструментальных Пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся Аккомпанементом; размер 6/8. Другое название Б. – гондольера (от ит. gondola – венецианская лодка).
Бас (ит. basso – низкий, греч. basis – основа) – 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по Регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).
Болеро (исп. bolero) – испанский танец, известный с конца XVIII века, умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.
Былина – произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Б. носит характер неторопливого плавного Речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.
Вальс (фр. valse, нем. Walzer) – танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. В. танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, Темп различный – от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям В. получил с середины XIX века широкое распространение не только как танцевальный и Концертный (см.) Жанр, но и как важная составная часть музыки Оперы, Балета, Симфонии и даже Камерных – Сольных и Ансамблевых (см.) произведений.
Вариации (лат. variatio – изменение) – музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале Темы, в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.
Виртуоз (ит. virtuoso – букв. доблестный, мужественный) – музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность – мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка – музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.
Водевиль (фр. voix de ville – голос города) – веселая театральная Пьеса, обычно комедийного содержания, включающая отдельные Вокальные и танцевальные Номера.
Вокализ (от лат. vox – голос) – музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение; иногда В. имеет художественное значение.
Вокальная музыка (от ит. vocale – голосовой) – музыка для пения – Сольного, Ансамблевого или Хорового (см.) с Аккомпанементом или без него.
Вступление – начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо Вокальную или инструментальную пьесу, картину или Акт музыкально-театрального представления.
Гавот (фр. gavotte) – старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVII века вошел в придворный обиход, в XVIII веке занял место в танцевальной Сюите. Музыка Г. энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.
Гармония (греч harmonia – соразмерность, согласованность) – 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с Аккордовыми (см.) сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную Мелодию. 2. Наука об Аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности (“жесткая гармония”, “светлая гармония” и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, Композитора, музыкального Стиля (“гармония Мусоргского”, “романтическая гармония” и т. д.).
Гимн (греч. hymnos) – торжественное хвалебное песнопение.
Гротеск (фр. grotesque – причудливо, уродливо, странно) – художественный прием, связанный с нарочитым преувеличением или искажением реальных черт образа, которое придает ему причудливый, фантастичный, часто карикатурно-юмористический, иногда устрашающий характер.
Гусли (от древнерусск. гусель – струна) – старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Г. обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Г. – гусляр.
Декламация – художественное чтение стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере. Д. музыкальная – верное воспроизведение в Речитативе характерных интонаций – повышений, понижений, акцентов и т. д. – выразительной человеческой речи.
Деревянные духовые инструменты – общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо. и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Д. д. и. используются также в Духовых оркестрах, различных Камерных ансамблях и как Солирующие (см.) инструменты. В оркестровой Партитуре группа Д. д. и. занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.
Децимет (от лат. decimus – десятый) – Оперный или Камерный ансамбль десяти участников.
Диалог (греч. dialogos – разговор между двумя) – Сцена-беседа двух действующих лиц Оперы; перекличка чередующихся кратких музыкальных Фраз, как бы отвечающих друг другу.
Дивертисмент (фр. divertissement – увеселение, развлечение) – музыкальное произведение, построенное наподобие Сюиты, состоящее из нескольких разнохарактерных, преимущественно танцевальных, Номеров. Д. называется также отдельная инструментальная Пьеса развлекательного характера.
Динамика (от греч. dynamikos – силовой) – 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования (“динамика развития”).
Драматургия – литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы. В XX веке термин Д. стал применяться также к музыкально-театральному искусству, а затем и к крупным инструментально-симфоническим произведениям, не связанным со сценой. Д. музыкальная – совокупность принципов построения и развития музыки Оперы, Балета, Симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.
Дума, думка – повествовательная украинская народная Песня свободного Речитативно-импровизационного склада с инструментальным сопровождением. Обычно Д. посвящена рассказу об исторических событиях, но иногда приобретает черты задушевной, печальной песни сугубо лирического содержания.
Духовой оркестр – Оркестр, состоящий из Медных и Деревянных духовых и Ударных инструментов. Д. о. отличается мощной, яркой звучностью.
Духовые инструменты – инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Д. и. разделяются на Медные и Деревянные. К числу Д. и. принадлежит также Орган.
Дуэт (от. лат. duo – два) – Оперный или Камерный ансамбль двух участников.
Дуэттино (ит. duettino) – маленький Дуэт.
Жанр (фр. genre – тип, манера) – 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (напр., Ж. эпический, комический), природе сюжета (напр., Ж. исторический, мифологический), составу исполнителей (напр., Ж – Оперный, Балетный, Симфонический, Вокальный (см.), инструментальный), обстоятельствам исполнения (напр., Ж. Концертный, Камерный (см.), бытовой), особенностям формы (напр., Ж. Романса, Песни, инструментальной или оркестровой Миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) – связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена – бытовая сцена.
Запев – начало Хоровой песни, исполняемое одним певцом – запевалой.
Зингшпиль (нем. Singspiel от singen – петь и Spiel – игра) – род Комической оперы, сочетавшей разговорные Диалоги с пением и танцами; наибольшее развитие З. получил в Германии и Австрии во 2-й половине XVIII и нач. XIX веков.
Импровизация (от лат. improvisus – непредвиденный, нечаянный) – творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных Эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
Инструментовка – то же, что Оркестровка.
Интермедия (лат. intermedia – находящаяся посередине) – 1. Небольшая музыкальная Пьеса, помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной Эпизод или Сцена в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий Эпизод между двумя проведениями Темы в Фуге, проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.
Интермеццо (ит. intermezzo – пауза, антракт) – Пьеса, связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.
Интродукция (лат. introductio – введение) – 1. Небольших размеров оперная Увертюра, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо Пьесы, обладающий своим Темпом и характером музыки.
Кабалетта (от ит. cabalare – фантазировать) – небольшая оперная Ария, часто героически-приподнятого характера.
Каватина (ит. cavatina) – разновидность оперной Арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием Темповых (см.) контрастов.
Камерная музыка (от ит. camera – комната) – музыка для Солирующих (см. соло) инструментов или голосов, небольшие Ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.
Канон (греч. kanon – правило, образец) – род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же Мелодией.
Кант (от лат. cantus – пение) – в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные К. бодрого Маршеобразного (см. Марш) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.
Кантата (от ит. cantare – петь) – большое произведение для певцов-Солистов, Хора и Оркестра, состоящее из ряда номеров – Арий, Речитативов, Ансамблей, Хоров. От оратории К. отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета.
Кантилена (лат. cantilena – распевное пение) – широкая певучая Мелодия.
Канцона (ит. canzone – песня) – старинное название итальянской лирической Песни с инструментальным сопровождением; впоследствии – название инструментальных Пьес певучего лирического характера.
Канцонетта (ит. canzonetta – песенка) – маленькая Канцона, напевная Вокальная или инструментальная Пьеса небольшого размера.
Картина – 1. В музыкально-театральном произведении часть Акта, отделяемая не Антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается. 2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к Жанру программной музыки.
Квартет (от лат. quartus – четвертый) – оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего Струнный) Ансамбль четырех участников.
Квинтет (от лат. quintus – пятый) – оперно-вокальный или инструментальный Ансамбль пяти участников.
Клавир (сокр. нем. Klavierauszug – фортепианное извлечение) – переработка, переложение для Фортепиано произведения, написанного для Оркестра или Ансамбля, а также Оперы, Кантаты или Оратории (с сохранением Вокальных партий).
Кода (ит. coda – хвост, конец) – заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.
Колоратура (ит. coloratura – раскрашивание, украшение) – расцвечивание, варьирование Вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, Виртуозными украшениями.
Колорит (от лат. color – цвет) в музыке – преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных Регистров, Тембров, Гармонических (см.) и иных выразительных средств.
Колядка – общее название славянских народных обрядовых Песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).
Композитор (лат. compositor – сочинитель, составитель, создатель) – автор музыкального произведения.
Композиция (лат. compositio – составление, расположение) – 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение.
Контральто (ит. contralto) – самый низкий женский голос, то же, что в Хоре альт.
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum – точка против точки, то есть нота против ноты) – 1. Одновременное сочетание двух или нескольких мелодически самостоятельных голосов. 2. Наука о законах сочетания одновременно звучащих Мелодий, то же, что Полифония.
Контраст (фр. contraste – противоположность) – яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных Эпизодов. Музыкальный образно-эмоциональный К. осуществляется при помощи Темповых, Динамических, Тональных, Регистровых, Тембральных (см.) и иных противопоставлений.
Концерт (от лат. concertare – состязаться, ит. concerto – согласие) – 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для Солирующего (см.) инструмента с Оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами Виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к Симфонии.
Кульминация (от лат. culmen – верх, вершина) – момент высшего напряжения в музыкальном Развитии.
Куплет (фр. couplet – строфа) – повторяемая часть Песни.
Купюра (фр. coupure – вырезка, сокращение) – сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо Эпизода, в Опере – Сцены, Картины или Акта.
Лезгинка – танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.
Лейтмотив (нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – музыкальная мысль, Мелодия, связанная в Опере с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлеченным понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия.
Лендлер (нем. Ländler) – немецкий и австрийский танец народного происхождения, предшественник Вальса, живого, но не быстрого движения; размер 3/4.
Либретто (ит. libretto – тетрадка, книжечка) – полный литературный текст Оперы, Оперетты; словесное изложение содержания Балета. Автор Л. – либреттист.
Мадригал (ит. madrigale) – европейская многоголосная светская песня XVI века, изысканного характера, обычно любовного содержания.
Мазурка (от польск. mazur – житель Мазовии) – польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда Синкопированным (см.) Ритмом; размер 3/4.
Марш (фр. marche – ходьба, шествие) – Жанр, связанный с Ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.
Медные духовые инструменты – Духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом Оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. М. д. и. являются основой Духового оркестра. В симфонической Партитуре группа М. д. и. пишется под группой Деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.
Мейстерзингеры (нем. Meistersinger – мастер пения) – в средневековой Германии (XIV-XVII века) цеховые музыканты.
Мелодекламация (от греч. melos – песнь и лат. declamatio – декламация) – выразительное чтение (чаще всего стихов), сопровождаемое музыкой.
Мелодия (греч. melodia – пение песни от melos – песнь и ode – пение) – основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Мелодрама (от греч. melos – песнь и drama – действие) – 1. Часть драматического произведения, сопровождаемая музыкой. 2. Порицательная характеристика произведений или Эпизодов, отличающихся преувеличенной чувствительностью, сентиментальностью, дурным вкусом.
Менуэт (фр. menuet) – старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVII веке – придворный танец, в конце XVIII века введен в симфонический Цикл (см. Симфония). М. отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.
Месса (фр. messe, лат. missa) – крупное многочастное произведение для Хора с инструментальным сопровождением, иногда с участием певцов-Солистов, написанное на религиозный латинский текст. М. – то же, что католическая обедня, литургия.
Меццо-сопрано (от ит. mezzo – срединный и soprano) – женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между Сопрано и Контральто. меццо сопрано в Хоре – то же, что альт.
Миниатюра (ит. miniatura) – небольшая Оркестровая, Вокальная (см.) или инструментальная пьеса.
Монолог (от греч. monos – один, речь, произносимая одним лицом) в музыке – одна из наиболее действенных Сольных вокальных форм в Опере, в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, приводящий к какому-либо решению. М., как правило, строится из нескольких нетождественных, Контрастных эпизодов.
Мотив (от ит. motivo – повод, побуждение, и лат. motus – движение) – 1. Часть Мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента – ударения. 2. В общераспространенном значении – напев, мелодия.
Музыкальная драма – первоначально то же, что Опера. В распространенном значении – один из Жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.
Музыкальная комедия – см. Оперетта.
Ноктюрн (фр. nocturne – ночной) – распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко – Вокальных) Пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей Мелодией.
Номер – наименьший, относительно законченный, допускающий отдельное, самостоятельное исполнение Эпизод оперы, Балета или Оперетты.
Нонет (от лат. nonus – девятый) – сравнительно редкий вид оперного или камерного Ансамбля для девяти участников.
Ода (греч. ode) – заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще – Вокального) торжественного хвалебного характера.
Октет (от лат. octo – восемь) – Ансамбль восьми участников.
Опера (ит. opera – действие, произведение, от лат. opus – труд, творение) – синтетический Жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из Сольных эпизодов – Арий, Речитативов, а также Ансамблей, Хоров, Балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. Увертюра, Антракт, Интродукция). О. делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр О. распространилась в Европе в XVII веке, в России – с середины XVIII века. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, О.-буффа, О. комическая, О. лирико-драматическая, О. лирическая французская, О. нищих, О.-сериа, О. эпическая, Зингшпиль, Музыкальная драма, Оперетта). В итоге многообразного исторического развития О. стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.
Опера большая французская (фр. grand opéra) – разновидность, получившая распространение в середине XIX века, для которой характерно воплощение исторических тем в монументальном, красочном, богатом действенными моментами спектакле.
Опера-буффа (ит. opera-buffa) – итальянская Комическая опера, возникшая в первой половине XVIII века. О.-б. основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Развившаяся из итальянской народной “комедии масок” (comedia del arte), О.-б. отразила прогрессивные демократические тенденции конца XVIII и первой половины XIX века.
Опера комическая – общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIII века под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. О. к. в различных странах носила различные наименования: в Италии – Опера-буффа, в Германии и Австрии – Зингшпиль, в Испании – Тонадилья, в Англии – Опера нищих, или балладная, песенная опера. О. к. – общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных Диалогов.
Опера лирико-драматическая – разновидность, развившаяся в оперном искусстве второй половины XIX века. Для О. л.-д. характерно выдвижение на передний план драматичных, нередко трагических личных судеб и человеческих взаимоотношений, показанных на реалистически правдивом жизненном фоне, углубленное внимание Композитора к душевной жизни героев, их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам.
Опера лирическая французская – собственное наименование Французской лирико-драматической оперы.
Опера нищих (англ. beggars opera) – английская разновидность Комической оперы, в которой широко использовались народные песни-Баллады.
Опера-сериа (ит. opera seria – серьезная опера, в отличие от комической) – итальянская опера XVIII века, связанная с придворно-аристократической средой. Основывавшаяся, как правило, на мифологических и историко-легендарных сюжетах, О.-с. отличалась пышностью постановки, Виртуозным блеском Вокальных партий, но в своем развитии была скована условностью сюжетов, ситуаций и персонажей.
Опера эпическая – разновидность классической оперы, преимущественное развитие получившая в России, характерная использованием сюжетов из народного эпоса – сказаний, легенд и образцов народного песенного творчества. Сценическое действие и музыка О. э. выдерживаются в духе величественного, неторопливого повествования. К Жанру О. э. примыкает также опера-сказка.
Оперетта (ит. operetta – маленькая опера) – театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении Оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от Комической оперы XVIII века. Европейской О. XIX века свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве О. чаще именуется Музыкальной комедией.
Оратория (от лат. oratoria – красноречие) – крупный вокально-симфонический Жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения Хором, Солистами-певцами и Оркестром. В основе О. лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет О. воплощается в ряде завершенных Сольных, Хоровых и Оркестровых (см.) номеров, иногда разделяемых Речитативами.
Орган (от греч. organon – инструмент, орудие) – самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. О, представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и Тембра. Управление О. осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей Регистров. По мощи и красочному богатству звучания О. соперничает с симфоническим Оркестром.
Оркестр (от греч. orchestra – в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) – многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от Ансамбля, некоторые Партии в О. исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного Хора. По составу инструментов О. разделяются на симфонические, Духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и т. д. Оперный О., так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов – групп Деревянных духовых, Медных духовых, Ударных, Струнных Смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).
Оркестровка – создание оркестровой Партитуры, воплощение музыкальной мысли средствами оркестровой выразительности. О. – то же, что Инструментовка.
Пародия (греч. parodià, от para – против и ode – песнь, пение, букв, пение наоборот) – подражание с целью искажения, осмеяния.
Партитура (ит. partitura – деление, распределение) – нотная запись Ансамблевой, Оркестровой, Оперной, Ораториально-кантатной (см.) и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк П. определяется количеством входящих в нее партий – инструментальных, Сольно-вокальных и Хоровых, которые располагаются в определенном порядке.
Партия (от лат. pars – часть) – часть музыки Ансамбля, Оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.
Пастораль (от. лат. pastoralis – пастушеский) – музыка, музыкальная Пьеса или театральная Сцена, выраженная в нежных, лирически мягких созерцательных тонах, рисующая спокойные картины природы и идеализированной безмятежной сельской жизни (ср. Идиллия).
Песня – основной Вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для П. характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной Мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления. Народная П., отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, – основной источник музыкального искусства. В развитии народной П. и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским Композиторам-классикам. В их произведениях П. широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом. В узком смысле П. – небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в Куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.
Подголосок – более или менее самостоятельная Мелодия, сопровождающая в многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых П. – характерная особенность русской народной Хоровой (см.) музыки.
Полифония (от греч. poly – много и phone – голос, букв, многоголосие) – 1. Одновременное сочетание двух или нескольких независимых Мелодий, обладающих самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического склада, то же, что Контрапункт.
Прелюдия, прелюд (от лат. prae – перед и ludus – игра) – 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному Музыкальному эпизоду, Сцене оперы, Балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.
Премьера – первое представление Оперы, Балета, Оперетты на театральной Сцене; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).
Припев – часть Песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее Куплета.
Причет, причитания – Песня-плач, один из распространенных в дореволюционной России Жанров народной Песни; имеет обычно характер скорбно-взволнованного Речитатива.
Пролог (от лат. prae – перед и греч. logos – слово, речь) – вступительная часть в драме, романе, Опере и т. д., вводящая в повествование; иногда П. знакомит с событиями, предшествовавшими изображаемым.
Развитие музыкальное – движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Р. м. – важный фактор музыкальной Драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Р. м. осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все средства музыкальной выразительности.
Реквием (от лат. requiem – покой) – монументальное произведение для Хора, Солистов-певцов и Оркестра. Первоначально Р. – траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Р. утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный Жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.
Речитатив (от лат. recitare – читать, декламировать) – омузыкаленная речь, наиболее гибкая Форма сольного пения в Опере, отличающаяся большим Ритмическим (см.) разнообразием и свободой построения. Обычно Р. вводит в Арию, подчеркивая ее певучую мелодичность. Часто в Р. воспроизводятся характерные интонации живой человеческой речи, благодаря чему он оказывается незаменимым средством в создании музыкального портрета действующего лица. Основные разновидности Р. – Р.-secco (“сухой”, сопровождаемый редкими отрывистыми Аккордами оркестра или чембало), Р.-accompagnato (“аккомпанируемый”, звучащий на фоне связного аккордового сопровождения) и Р.-obligato (“обязательный”, что указывает на необходимость наличия в оркестровом сопровождении самостоятельной мелодической мысли).
Ригодон (фр. rigodon, rigaudon) – старинный провансальский (Франция) танец XVII-XVIII веков, живого, бодрого движения; размер 4/4 или 2/3 с одночетвертным затактом.
Ритм (от. греч. rythmos – мерное течение) – организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Р. – важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.
Романс (фр. romance) – Сольная лирическая Песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием Аккомпанемента. Вокальная Мелодия Р. нередко включает элементы Речитатива.
Рондо (фр. rondeau от ronde – круглая, название старинной французской хоровой песни) – Форма построения музыкальной Пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) Контрастных Эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).
Сарабанда (исп. zarabanda) – старинный испанский танец в характере медленного величественного шествия; размер 3/4. Жанр С. часто использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья, траурного шествия.
Сегидилья (исп. seguidilla) – быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым Ритмом кастаньет; размер 3/4 или 3/8.
Секстет (от лат. sextus – шестой) – оперно-вокальный или инструментальный Ансамбль семи участников.
Серенада (от. ит. sera – вечер, букв, “вечерняя песня”) – первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с Аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем – произведения приветственного характера для инструментальных Ансамблей и Оркестра. Впоследствии С. – название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного Аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.
Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – монументальное произведение для оркестра, Жанр которого сложился во 2-й половине XVIII века. С., как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть С. обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая – лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья – Менуэт, Скерцо или Вальс – в оживленном танцевальном движении. Четвертая – Финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.
Скерцо (ит. scherzo – шутка) – небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким Ритмом, иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIX века С. вошло в симфонический Цикл, заняв в нем место Менуэта.
Скоморохи – носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.
Соло (ит. solo – один, единственный) – самостоятельное выступление одного исполнителя с целой Пьесой или в отдельном ее Эпизоде, если пьеса написана для Ансамбля или Оркестра. Исполнитель С. – солист.
Соната (от ит. sonare – звучать) – 1. В XVII веке – название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIII века – название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный Цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому (см. Симфония).
Сонатное аллегро – форма, в которой пишутся первые части Сонаты и Симфонии, – выдержанные в быстром (allegro) Темпе. Форма С. а. складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция – изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной Партиях; разработка – Развитие Тем главной и побочной партий, столкновение и борьба их образов; реприза – повторение экспозиции с новым соотношением образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в разработке. Форма С. а. наиболее действенна, динамична, она создает широкие возможности для реалистического отображения явлений объективной действительности и душевной жизни человека в их внутренней противоречивости и непрекращающемся развитии. Форма С. а. сложилась к середине XVIII века и вскоре получила широкое распространение не только в первых частях Симфоний, Сонат, Квартетов, инструментальных Концертов, но и в одночастных Симфонических Поэмах, концертных и оперных Увертюрах, а в отдельных случаях и в развернутых оперных ариях (напр., ария Руслана в опере Глинки “Руслан и Людмила” ).
Сопрано (от ит. sopra – наверху, выше) – самый высокий женский голос. С. подразделяется на Колоратурное, лирическое и драматическое.
Стиль (в музыке) – совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.
Струнные инструменты – инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения С. и. делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (Фортепиано и его предшественники, см. Чембало) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).
Сцена (лат. scena от греч. skene – шатер, палатка). – 1. Театральные подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального представления, отдельный Эпизод Акта или Картины.
Сценарий (ит. scenario) – более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в Опере, Балете и Оперетте, схематический пересказ их сюжета. На основе С. создается Либретто оперы.
Сюита (фр. suite – ряд, последовательность) – название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу Контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле (см. Симфония). Обычно С. представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда – извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (Оперы, Балета, Оперетты, Кинофильма).
Тарантелла (ит. tarantella) – очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец; размер 6/8.
Тема музыкальная (греч. thema – предмет рассказа) – основная, подлежащая Развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также Лейтмотив).
Тембр (фр. timbre) – специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.
Темп (от ит. tempo – время) – скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Т. обозначается словами: очень медленно – ларго (largo), медленно – адажио (adagio), спокойно, плавно – анданте (andante), умеренно быстро – модерато (moderato), быстро – аллегро (allegro), очень быстро – престо (presto). Иногда Т. определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: “в темпе Вальса”, “в темпе Марша”. С середины XIX века Т. обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесноеобозначение Т. часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном Цикле – allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).
Тенор (от лат. tenere – держать, направлять) – высокий мужской голос. Т, подразделяется на лирический и драматический.
Терцет (от лат. tertius – третий) – оперно-вокальный Ансамбль трех участников. Другое наименование Т. – Трио, используется также для обозначения инструментальных Ансамблей с тем же числом исполнителей.
Трио (ит. trio от tre – три) – 1. В вокальной музыке то же, что Терцет. 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в Марше, Вальсе, Менуэте, Скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.
Трубадуры, труверы – рыцари-поэты и певцы в средневековой Франции.
Увертюра (фр. ouverture – открытие, начало) – 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом Оперы или Балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.
Ударные инструменты – музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. У. и. бывают: 1) с определенной высотой звука – литавры, колокола и колокольчики, челеста, ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты – тамтам, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и т. д.
Фактура (лат. factura – букв. деление, обработка) – строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей Мелодию, сопровождающие ее Подголоски или Полифонические Голоса, Аккомпанемент и т. д.
Фанданго (исп. fandango – испанский народный танец умеренного движения, сопровождаемый игрой на кастаньетах; размер 3/4.
Фантазия (греч. phantasia – воображение, вообще вымысел, выдумка) – Виртуозное произведение свободной Формы. 1. В XVII веке Импровизационного характера вступление к Фуге или Сонате. 2. Виртуозное сочинение на Темы какой-либо Оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio – переписывание) или парафраза (от греч. paraphrasis – описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки.
Фанфара (ит. fanfara) – трубный сигнал, обычно праздничного торжественного характера.
Финал (ит. finale – окончательный) – заключительная часть многочастного произведения, Оперы или Балета.
Фольклор (от. англ. folk – народ и lore – учение, наука) – совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.
Форма музыкальная (лат. forma – внешний вид, очертания) – 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие Мелодию, Гармонию, Полифонию, Ритм, Динамику, Тембр, Фактуру, а также композиционные принципы построения или Ф. в узком значении. 2. Ф. в узком значении – исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Ф. трехчастная, Куплетная, Вариационная, Рондо, Сонатная, а также Ф. построения Сюитного, Сонатного и Симфонического (см.) Циклов.
Фортепиано (от ит. forte-piano – громко-тихо) – общее название клавишного Струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников – клавесина, Чембало, клавикорда, получать звуки различной силы. Широта звукового диапазона и Динамики, выразительность и красочное разнообразие звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Ф. преимущественно Сольным и концертирующим (см. Концерт) инструментом, а также участником многих Камерно-инструментальных Ансамблей.
Фрагмент (от. лат. fragmentum – обломок, кусок) – отрывок чего-либо.
Фраза (греч. phrasis – оборот речи, выражение) – в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть Мелодии, обрамленная паузами (цезурами).
Фуга (ит. и лат. fuga – бег) – одночастное произведение, представляющее собой Полифоническое (см.) изложение и последующее Развитие одной Мелодии, Темы.
Фугато (от fuga) – Полифонический Эпизод в инструментальной или Вокальной Пьесе, построенный наподобие Фуги, но не законченный и переходящий в музыку обычного, не полифонического склада.
Фугетта (ит. fugetta – маленькая фуга) – Фуга небольших размеров, с сокращенным разделом развития.
Фуриант (чешск., букв. – гордец, зазнайка) – стремительный темпераментный чешский народный танец; размер переменный – 2/4, 3/4.
Хабанера (исп. habanera – букв, гаванская, от Гавана) – испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким Ритмом; размер 2/4.
Хор (от греч. choros) – 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою Партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных Сцен.
Хорал (от греч. choros) – 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении Аккордами, отличающиеся возвышенно-созерцательным характером.
Хота (исп. jota) – испанский народный танец темпераментного живого движения, сопровождаемый песней; размер 3/4.
Цикл музыкальный (от греч. kyklos – круг, кругооборот) – совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке. В основе Ц. лежит принцип контраста. Главные разновидности – сонатно-симфонический Ц., сюитный Ц. (см. Симфония, Сюита); к числу циклических принадлежат также формы Мессы и Реквиема.
Чембало (ит. cembalo, claviecembalo) – итальянское название клавесина, предшественника современного фортепиано. В XVII-XVIII веках Ч. входило в состав Оперного или Ораториального оркестра, сопровождая исполнение Речитативов.
Экосез (фр. écossaise – “шотландка”) – шотландский народный танец быстрого движения; размер 2/4.
Экспрессия (от лат. expressio – выражение) в музыке – повышенная выразительность.
Элегия (греч. elegia от elegos – жалоба) – Пьеса печального, задумчивого характера.
Эпиграф (греч. epigraphe – бувк. надпись на памятнике) – заимствованное из литературы фигуральное название начальной музыкальной фразы, Темы или отрывка, определяющего собой преобладающий характер, ведущую мысль всего произведения.
Эпизод (греч. epeisodion – происшествие, событие) – небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления.
Эпилог (греч. epilogos от epi – после и logos – слово, речь) – заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время.
Эпитафия (греч. epitaphios) – надгробное слово.