Краткий обзор творчества сербских писателей. Литература Сербии

Вместе с тем на рубеже XVIII-XIX веков важную роль сыграло и появление просветительской, рационалистической и дидактической литературы, крупнейшим представителем которой был Досифей Обрадован (ок. 1739-1811). Путешественник и философ, широкообразованный человек, много повидавший и переживший на. своем веку, он посвятил жизнь, делу просвещения и образования сербов. Книга его мемуаров “Жизнь и приключения Досифея Обрадовича” (1783), сборник “Советы здравого ума” (1784), многие “Басни” (1788), как и некоторые другие сочинения, сыграли важную

роль в становлении демократической, светской по своим основным философским устремлениям и гуманистической по своему нравственному содержанию, сербской литературы.

Говоря об истоках сербской поэзии для детей, нельзя не упомянуть о первых стихотворениях, написанных около 1810 года уроженцем Боснии, рано умершим Лукой Миловановым (ок. 1784-1828). Адресованные детям поэта, они увидели свет через пять лет после его смерти в изданной Буком Караджичем книге Милованова “Опыт наставления к сербскому словоподо-бию и слогомерию или просодии”. Эти два небольших поэтических отрывка, по словам проф. С. Ж. Марковича, содержали

в себе уже все необходимые “элементы (простоту, игру, ритм и музыкальность), которые и впоследствии остаются характерными для данного вида литературы”.

Непосредственное влияние Змая было огромным как в Сербии, так и в Хорватии, Боснии, Далмации я других южнославянских землях. Й. Йованович-Змай с полным правом может считаться основателем детской поэзии в Югославии. “Поэзия” Змай-Йовы,- вспоминал лауреат Нобелевской премии Иво Андрич,- оставалась книгой детства и сохранила свое место среди книг всей нашей жизни. С этой книгой связаны-наши первые волнующие открытия. Из нее мы узнали о великой жаркой благодати смеха, которую излучает стих и которая вспыхивает пламенем от неожиданной искры, высеченной при биении рифмы о рифму… Благодаря стихотворениям Змая мы впервые ощутили и волшебство рифмы и рифмовки, волшебство, которое, таинственное и непостижимое, будет сопутствовать нам в жизни вплоть до сегодняшнего дня”. Все, что возникло в области детской литературы в Сербии и Хорватии за период 1880-1914 годов, все, что было в ней лучшего, было создано под влиянием творчества Змая. Югославские исследователи – теоретики и практики литературы – считают Змая одним из крупнейших детских поэтов мира.

Й. Йованович-Змай прожил долгую, но не очень счастливую жизнь. Сначала мелкий чиновник городского магистрата, затем врач, активный общественный деятель, он в полной мере испытал гнет и произвол монархо-бюрократического государства. Личная драма (в течение короткого времени он потерял горячо любимую жену и детей) наложила глубокий отпечаток на лирику Змая. Популярность поэта была исключительной, причем во многом он был обязан ею своей газете “Невен”, которую выпускал с перерывами в течение почти четверти века (1879-1908) в Новом Саде, Белграде и Загребе, публикуя свои стихотворения, басни, рассказы, переводы и подражания известным литературным образцам из европейских литератур. “От нее мы впервые услыхали имена, которые позже столь много будут значить для нас в нашей эмоциональной и рациональной жизни: Гете, Пушкин, Гейне, Лермонтов, Ленау”,- писал Иво Андрич.

Творчество Змая особенно ценно тем, что, помимо своих поэтических достоинств, оно отмечено благородством и чистотой духа, богатством воображения, высоким чувством меры в сохранении единства эстетических и дидактических норм. Змай, например, писал:

Чести золото не купит. Честный чести не уступит. Честь нужна ему как свет. Рад продать ее бесчестный, Но, как всякому известно, У бесчестных чести нет. (Перевод С. Маршака)

И эти и подобные им стихи без труда оставались в памяти, запоминаясь на всю жизнь.

Змай прекрасно понимал детскую психологию, уважая в ребенке равноправного и разумного собеседника, которому осто-Ьожно и последовательно нужно раскрыть все богатства и всю Сложность окружающего мира, пробуждая в нем стремление Самому активно участвовать в преображении жизни.

“Он любил детей не сухо педагогически, но отечески; сердечно и тепло, и для них и о них сложил много стихотворений, лучших детских стихотворений в сербской литературе, где великие истины человеческие и благородные людские чувства пыражены доступно, красиво и просто. На этих стихотворениях несколько поколений сербов учились читать и научились по ним любви к народу, добру и истине”,- так оценивал роль Змая в детской поэзии Й. Скерлич.

Остается добавить, что первые переводы стихотворений Змая для детей на русский язык относятся к 70-80-м годам прошлого иска, а в наше время их переводил, в частности, С. Я. Маршак. Из прозаических произведений, в общем довольно немногочисленных, наиболее ярким и самобытным, сохранившим свою свежесть до сих пор, является роман Янко Веселиновича (1862-1905) “Гайдук Станко” (1896), живо повествующий о событиях Первого Сербского восстания в 1804 году против иноземных захватчиков.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Краткий обзор творчества сербских писателей. Литература Сербии