Краткий обзор литературной деятельности Толстого

Девятнадцать зим прожил Толстой в Москве (летом он. неизменно уезжал в Ясную Поляну). Небольшой двухэтажный особняк в глубине сада привлекал к себе посетителей так же, как и яснополянская усадьба.

Толстой в Москве вел такую же простую жизнь, как и в Ясной Поляне. Он сам возил себе на салазках воду, колол дрова, занимался сапожным ремеслом. До старости он сохранил замечательную физическую силу. Достаточно указать, что в семьдесят лет он легко катался на коньках, в семьдесят пять лет увлекался велосипедным спортом, в восемьдесят лет быстро ездил верхом на лошади. Помимо литературной работы, он по-прежнему много внимания уделял и общественной деятельности. В 1882 г. он принял горячее участие в московской переписи населения, выбрав себе участок, населенный беднотой. С 1891 по 1894 г.- в неурожайные годы – он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам.

В конце 1901 г. Толстой опасно заболел воспалением легких. Несколько месяцев он лечился в Крыму, в Гаспре. Здесь он часто встречался с М. Горьким и А. П. Чеховым, которых очень любил и ценил. Прекрасную характеристику Толстого на этом этапе его жизни мы находим в воспоминаниях М. Горького.

В трактате “Так что же нам делать?” он пишет: “Мы произвели пропасть людей и великих писателей, разобрали этих писателей по косточкам и написали горы критик, и критик на критики, и критик на критики критик,

и картинные галереи собрали, и школы искусств разные изучили до тонкостей, и симфонии, и оперы у нас такие, что уже нам самим трудно становится их слушать. А что мы прибавили к народным былинам, легендам, сказкам, песням, какие картины передали народу и какую музыку?” Толстой утверждает, что “литература, так же как и откупы, есть только искусная эксплуатация, выгодная только для ее участников и невыгодная для народа”.

Он приходит к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, видя в ней лишь средство возбуждения греховных страстей. В соответствии с этим взглядом он переходит в 80х годах к художественным произведениям, в которых главной своей задачей ставит учить народ нравственности. Так появляется целый ряд его маленьких нравоучительных рассказов для народа: “Чем люди живы?”, “Свечка”, “Два старика”, “Бог празду видит, да не скоро скажет” и т. п. Поучительная тенденция звучит и в более крупных его произведениях 80-30х годов: “Смерть Ивана Ильича” (1886)1 “Власть тьмы” (1886), “Крейцерова соната” (1890), “Плоды просвещения” (1891), “Хозяин и работник” (1895) и др.

В 80х годах, с целью дать дешевую и полезную литературу для народа. Толстой организует книжное издательство “Посредник”. Книжки “Посредника” ценой в однуполторы копейки в громадном количестве распространялись в народной массе.

Решение Толстого покончить с художественной литературой взволновала его друзей и поклонников. И. С. Тургенев, умирая, пишет ему в предсмертном письме: “Друг мой, вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!”

Впрочем, и сама жизнь, и потребность в литературной деятельности, и желание осветить в широком художественном полотне свое новое отношение к действительности толкали Толстого к художественному творчеству. Под влиянием всего этого отношение его к искусству в 90х годах снова меняется. Он приходит к мысли, что работа над художественными произведениями даст ему возможность выразить те взгляды, которые сложились у него в последние десятилетия. В 1891 г. он записывает в дневнике: “Стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи”. Таким романом явилось “Воскресение”. В этот период, как указывает В. И. Белинский, Лев Толстой обрушился на все современные ему государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь. В этой страстной критике Толстого звучал гневный голос трудового крестьянства. “Его (Толстого) горячий, страстный, нередко протест против государства и церкви передает настроение примитивной крестьянской демократии, в которой века крепостного права, чиновничьего произвола и грабежа, церковного иезуитизма, обман и мошенничества накопили горы злобы и ненависти” (Белинский).



Ти і твій хліб.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Краткий обзор литературной деятельности Толстого