Краткий анализ поэмы Пушкина “Медный всадник”


“Медный всадник” (1833) был создан спустя пять лет после “Полтавы”. За это время взгляд Пушкина на Петра и смысл его деятельности во многом углубился. “В “Полтаве” был один герой – Петр. Другие исторические персонажи – Мазепа, Карл XII – в идейно-эстетическом отношении ему явно проигрывали, что, конечно, входило в задание автора. В “Медном всаднике” уже два героя – Петр и бедный чиновниш Евгений. При всей их несоизмеримости в социально-историческош плане они равноправны в гуманистическом и эстетическом отношениях. С одной стороны, Петр дан в поэме как воплощение величия русской государственности, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Отсюда поэтические картины величественногю Петербурга, высокий речевой стиль, сопутствующий образу Петра, прямые авторские высказывания:

“Красуйся, град Петров, стой Неколебимо, как Россия…”

Однако образ Петра в “Медном всаднике” (в отличие от поэмы ” Полтава “) дан в диалектическом противоречии. Он “кумир”, “державец полумира”, но он же и “истукан”, который “уздой железной Россию поднял на дыбы”. Так оправдывается бунт Евгения, отстаивающего свое право на существование, на человеческое счастье. Еще Валерий Брюсов в статье, специально посвященной “Медному всаднику”, очень точно отметил, что в сцене бунта Евгений вырастает,

становясь вровень с самим Петром: “Важно то, что малый и ничтожный, тот, кто недавно сознавался смиренно, что “мог бы бог ему прибавить ума”, чьи мечты не шли дальше скромного пожелания: “местечко выпрошу”, внезапно почувствовал себя равным Медному всаднику, нашел в себе силы и смелость грозить “державцу полумира”.

Характерны выражения, какими описывает Пушкин состояние Евгения в эту минуту. Торжественность тона, обилие славянизмов (чело, хладный, пламень) показывают, что “черная сила”, которой обуян Евгений, заставляет относиться к нему иначе, чем раньше. Это уже не “наш герой”, который “живет в Коломне, где-то служит”; это соперник “грозного царя”, о котором должно говорить тем же языком, как и о Петре”.

На чьей же стороне сам поэт – Петра или Евгения? Ответить на этот возрос невозможно. И Петр, и Евгений – каждый по-своему прав и в то же время неправ. “Медный всадник” – образец философской поэмы, ставящей важнейшие проблемы соотношения общего и частного в жизни людей, личности и государства. И даже то, что здесь больше вопросов, чем ответов, пробуждает читательскую мысль, заставляет вновь и вновь обращаться к проблематике пушкинской поэмы, спорить о ней. Споры эти не прекращаются и в наши дни.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Художнє осмислення загальнолюдських цінностей у романі маруся чурай.
Краткий анализ поэмы Пушкина “Медный всадник”