Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе “Мертвые души”
Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем персонаже. Однако, по мнению Ю. В. Манна, нельзя сводить к “единому привципу” композицию I тома. Действительно, трудно доказать, что Ноздрев, например, “хуже” Манилова или Собакевич “вреднее” Коробочки. Возможно, Гоголь расположил помещиков по контрасту:
Что же касается Плюшкина, то он помещен в конце помещичьей галереи не потому, что оказался всех хуже (“прореха
В общей сложности, помещичья галерея, нарисованная в “Мертвых душах”, представляет собой обобщение громадной художественной силы. Неподвижность жизни помещиков, их социальный паразитизм объединяют их как представителей собственнического общества с его эгоизмом, стяжательством, бездуховностью. В этом же плане изображен в поэме и губернский город.
Чиновники. В сохранившихся заметках Гоголя к I тому поэмы есть такая запись: “Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота… Мертвая бесчувственность жизни”.
Замысел этот нашел полное воплощение в “Мертвых душах”. Внутренняя мертвенность помещиков, проявившаяся в первых главах произведения, соотносится с “мертвой бесчувственностью жизни” в губернском городе. Конечно, здесь больше внешнего движения, суеты, визитов, сплетен. Но по существу все это лишь призрачное существование. Гоголевская идея Пустоты находит выражение уже в описании города: пустынные неосвещенные, бесконечно широкие улицы, бесцветные однообразные дома, заборы, чахлый сад с тощими деревьями…
Гоголь создает коллективный образ чиновников. Отдельные фигуры (губернатор, полицмейстер, прокурор и др.) даны как иллюстрации массового явления: они лишь на короткое время выдвигаются на первый план, а затем исчезают в толпе им подобных. Предметом сатиры Гоголя были не личности (хотя бы и столь колоритные, как дамы – просто приятная и приятная во всех отношениях), а социальные пороки, точнее говоря, социальная среда, которая становится главным объектом его сатиры. Та бездуховность, которая отмечалась, когда речь шла о помещиках, оказывается присущей и миру губернских чиновников. Особенно рельефно это проявляется в рассказе и внезапной смерти прокурора: “…тогда только с соболезнованием узнали, что у покойного была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал”. Строки эти очень важны для правильного понимания смысла названия поэмы. Действие ” Ревизора ” происходит в далеком уездном городе. В “Мертвых душах” речь идет о городе губернском. Отсюда не так уж далеко до столицы.