Изображение рабочей забастовки в повести Ивана Франко “Борислав смеется”
Славный украинский писатель Иван Яковлевич Франко – сын своего обездоленного народа. Он прошел тернистыми путями и был искренним советником рабочего люда. Именно в повести “Борислав смеется” отобразился временной пласт, когда писателя заинтересовала идея марксизма, когда он ознакомился с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Наблюдая за жизнью рабочих в свете прочитанного, Иван Яковлевич выступает против недооценки роли тружеников в движении протеста на Галиции. В 1880 году после второго ареста автор пишет повесть непокорности
На бесконтрольную огневую стихию была похожа борьба народа на Западной Украине. Первой искрой в повести можно считать несчастный случай при закладке камня для новостройки господина Леона. Он вызвал еще и другие искры – ломоть кирпича, который летел из натруженных рук в господина Германа Гольдкремера. Темные тучи несправедливости и притеснения сгущались над головами
Этого не могли понять братья Басарабы и их побратимы. Они лишь знали: “так не должно быть”. Труженики сами не осознавали своей силы, не верили в нее. Жили, не зная ничего о “большом росте работничьей общности”, о том, что другие рабочие организовываются для большой борьбы. И вот, случайно попав в бедный дом Матия, Бенедя Синица проникся их болью. Он, “… очень был впечатлителен…, хоть и чужая боль”. Положение этих серых, обездоленных людей обеспокоило Бенедю. Труженики Борислава были одинокими в своей безысходности и несправедливости и не общались с рабочими из других городов. Бенедя влился в ряды побратимов, но сразу определил свое место фразой, что буду “Вашим побратимом, но не слепым орудием вашей воли… Буду думать вместе с вами над тем, есть ли выход из огромной, всенародной несправедливости!” “Бывший дрогобыцкий каменщик” уже имел опыт объединения людей. Он в спорах с братьями Басарабами, в организации кассы взаимопомощи все время доказывал, что “община – великие люди”. И поэтому советует привлекать к рабочему братству больше людей, указывая им главную цель. И зарождается у Бенеди Синицы идея организованного противостояния: “Если бы все эти тысячи людей сговорились вместе: не будем работать, пока нам плату не прибавят”. Он знал, он верил, он убеждал. Поэтому и избрали Синицу предводителем, который постоянно совещался с товарищами, хотел познать истину, несмотря на уверенность в правильности избранного пути. Сплоченность людей одних взглядов и профессии выглядит в повести очень естественно. Автор тонко и образно сравнивает побратимский круг с ульями пчел.
Наступает и у пчел время, когда “пчелы-работницы как-то таинственно шепчутся между собой…Кто его знает, что такое готовится в пчелином царстве?” Такое же, до сих пор невиданное в Бориславе, происходило и с тружениками. Возродилась между людьми какая-то дружественность, один заступался за другого при выплатах, при жидовых бранных словах. И обидчики спорили, но отступали. Побратимы пошли к общине, чтобы слова смогли получить еще большей движущей силы и вылились в направленную лаву огня, которая испепеляет и очищает землю от паразитов. Братья Андрусь и Сеня Басараби, Стасюра, молодой Прийдиволя, Матий, хотя в начале и выступают как стихийные борцы против несправедливости, но под влиянием умных доказательств и раздумий Бенеди Синицы теперь все вместе понесли искорки к рабочим людям, чтобы сплотить их для организованной борьбы против тех, кто забирает их жизни. И вот, в конце концов, выстраданный костер – забастовка! Может, не совсем умело сложенный костер, но он разгорелся, запылал.
Иван Франко в своей повести очень реалистически и оптимистически изобразил рабочих как общественную организованную силу. Доказал на ярких примерах, что отсутствие опыта революционной борьбы в Галиции не могло не привести к ошибкам, к поражениям забастовки. Но произведение не несет пессимизма. Остается с тружениками и их предводителем Бенедей Синицей вера, твердость. Своим произведением Иван Яковлевич сумел показать преимущества организованной борьбы над стихийными вспышками протеста и очень полно изобразил разногласия между пролетариатом и буржуазией благодаря образам простых рабочих и богатеев-обидчиков.