Изображение обычаев крестьянства в повести “Кайдашева семья”
В этом году исполняется 160 лет, как родился И. Нечуй-Левицкий, но имя выдающегося украинского писателя не забыто. Да и как можно забыть, когда его произведения и до сих пор приносят читателям наслаждение, рассказывая о любви и ненависти, вражде и мире, радости и горе крестьянах, рисуя замечательные виды! А главное, я будто оказываюсь в самом селе и могу вблизи наблюдать обычаи и быт украинского народа.
После отмены барщины немного стало легче крестьянам, они стали больше работать на себя. Но вместе с тем где-то взялись злость, зависть, которые
” Мотря оделась в зеленую юбку, в красную запаску, подпоясалась длинным красным поясом… обулась в красные сапоги, надела хорошее ожерелье…”.
Каждая девушка для замужества имела свой сундук, где берегла приданое. В зависимости от благосостояния семьи размеры сундука и его содержимое были различны. Недаром Кайдашиха на смотринах с радостью смотрела на богатый сундук Мотри и пренебрежительно рассматривала убогое “сокровище” Мелашки. Ведь каждая свекровь хотела взять себе в дом не только добрую помощницу, а и богатейшую из дочерей. Замечательной стариной веет от украинских обрядов, украинских обычаев. Здесь и смотрины, и сватанье, и свадьба. И приглашение к столу, которое повторяется трижды, и угощение, и даже рюмка водки, которую нужно выпить до дна, чтобы не оставлять на слезы. Так и течет за рюмкой разговор. А какой мелодичный украинский язык, какие замечательные поговорки, которые говорят на смотринах: “Дари же, боже, нам и нашим детям век долгий и счастливый, чтобы ты, моя дочурка, была здорова, как вода, чтобы скрасила мой дом, моя утеха, как кукушка садочек…” А когда же праздновали свадьбу, то “четыре дня играла музыка, четыре дня пили и гуляли гости”. Украинский народ умеет работать, умеет и гулять! А дома какие нарядные: беленькие, “подпоясанные внизу красной завалинкой”, а рядом – садочек.
Каждая украинская семья заботливо сажала плодовые деревья, выращивала их, присматривала за ними. Недаром “густые высокие вишни совсем закрывали от улицы окна и стены”. Украина славилась своими вишневыми садами и живописными домами. Украинцы уважали и свою хозяйку – землю, так как она кормила их, дарила им свои плоды. Поэтому и бьются Кайдаши за землю, за деревья, за хозяйство, ведь это им нужно, чтобы выжить, чтобы прокормить большую семью. Крестьяне верили в Бога, часто ходили в церковь. Старый Кайдаш даже постится ” Двенадцать пятниц на год”, хотя это и не мешает ему посещать кабак. Трагически заканчивается его пьянство: утопился он, несмотря на то, что постился в святую пятницу, так как явились ему черти, которые и привели к реке. Не помогла и знахарка Палажка, которая выговаривала Кайдашу эту “болезнь”. Народ верил в то, что наушничеством можно отвести “чертей”, возвратить здоровье и любовь. Украинское крестьянство было суеверное, но одновременно имело святую искреннюю душу и стремилось к чистоте, духовности, как, например, Мелашка: “Как не пустите меня (в Киев помолиться), то я, кажется, умру”.
Судьба Не всегда дарит счастливые дни. И украинская судьба не всегда была кроткой матерью для украинского народа. Тем не менее, украинцы не разочаровались, не забывали о своих вечных обычаях, не потеряли свою культуру. А кто забыл, то пусть прочитает замечательную повесть И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья”.