Григорий Квитка-Основьяненко – отец украинской прозы
Появление повестей и рассказов Квитка-Основьяненко на украинском языке представляет собой новый важный этап не только в его творчестве, а и вообще в развитии украинской литературы, в формировании ее реализма и народности.
В 30-х годах XIX столетия в новой украинской литературе развивались поэтические и драматические жанры. Требования времени, усиление реалистичных задач литературы нуждались в изображении действительности, в ее широком охвате, во всех трудностях, разногласиях и деталях изображения человека в сложных общественных отношениях,
Квитка-Основьяненко своей “Марусей”
В прозе писательский талант Квитки развился наиболее полно. Он пишет “Солдацкий патрет”, “Конотопская ведьма”, “Вот тебе и сокровище” и другие, которые вошли в две книжки “Малороссийских повести, рассказываемые Григорием Основьяненком”. В 30-40 года Квитка создает повести “Козыря – девки”, “Несчастная Оксана”, “Искренняя любовь”, рассказ “Перекати-поле”, “Пархимов завтрак”. Рассказы и повести Квитки-Основьяненка были огромным шагом в украинской и всей отечественной литературы к “народной теме”. Писатель впервые в прозаической форме сочувственно и во многом правдиво изображает повседневную жизнь простых тружеников, выбирая положительных персонажей для своих повестей и рассказов преимущественно среди людей земледельческой работы. А в том крепостническом обществе, где панство считало крестьянина духовно неполноценным существом, рабочим скотом, изображение его положительным героем в литературе было задачей новаторской и чрезвычайно сложной.
Украинские повести и рассказы Квитки мастерски написаны в форме живого, подробного рассказа человека из народа – мудрого старожила из харьковской области, Григория Основьяненка. Перевоплощение в рассказчика из народа дало писателю возможность видеть и оценивать жизненные явления с позиции простого крестьянина, свободно, естественно пользоваться народным языком и фольклорными материалами, что усиливало народность и художественную правдивость произведений.
Прозаические произведения Квитки на украинском языке по творческим принципам, жанрово-стилевыми особенностями делятся на две основные группы: сентиментально реалистические повести и бурлескно-реалистические рассказы и повести. К первой группе принадлежат повести “Маруся”, “Козырь – девка”, “Несчастная Оксана”, “Искренняя любовь”. Характерной их особенностью является то, что писатель выводит, опоэтизировано изображает в них положительных героев из крестьянско-труженических масс, обнаруживает особое внимание к внутреннему миру героев, их мыслей и сердечной переживаний. Языковой стиль этих повестей мягкий, трогательный, а там, где характеры
Среди бурлескно-реалистических произведений Квитки – юмористические рассказы “Солдацкий патрет”, “Мертвецкая Пасха”, “Вот тебе и сокровище”, “Пархомов завтрак”, а также юмористически-сатирическая повесть “Конотопская Ведьма”. Создавал их писатель, опираясь на богатые юмористично-сатирические традиции украинской литературы и фольклора, ориентируясь на художественный опыт относительно правдивого изображения народной жизни, использования фантастики, относительно манеры иронически-комического рассказа. Основная задача его произведений – изобличение или высмеивание пороков действительности, отрицательных жизненных качеств и черт людей. В “Солдацком патрете”, “Конотопской ведьме”, меньше чем в других произведениях этой группы встречаются элементы бурлескного стиля.
В отдельных местах рассказов писателя есть резкие сатирические выпады против крепостничества, социальной неравности, паразитизма господ, зажиточности духовенства, против повсеместного взяточничества представителей власти и суда.
Г. Ф. Квитка-Основьяненко был выдающимся украинским прозаиком дошевченковского периода. Он стал родоначальником и основоположником прозы в новой украинской литературе, ввел жанры повести, рассказ. Главную роль Квитки в европейском литературном процессе И. Франко видит в том, что он “творец народной повести, один из первых того рода творцов в Европейских произведениях”. Квитка-Основьяненко превознес в глазах общества простого крестьянина-труженика, широко открыв дверь в литературу положительным персонажам из народа. Картины жизни украинского общества во времена Великой Руины в повести Г. Квитки-Основьяненка “Конотопская ведьма”
Казацкий период в нашей истории насчитывает свыше 500 лет. История казачества на протяжении XVII столетия была преисполнена боевых побед и больших трагедий. В истории нашего народа Запорожская Сечь навсегда осталась проявлением величественности и мужества наших предков. Когда русская царица Екатерина II взялась за “улучшение” устройства в стране, то, прежде всего, она приказала Кириллу Розумовскому составить гетманскую булаву и отменила гетманство. Не сумев подчинить казаков, 10 ноября 1764 года царское правительство выдало указ о ликвидации гетманства. Екатерина II завершила процесс закрепощения украинского крестьянства, казацкие полки реорганизовывались в регулярные, казацким старшинам предоставлялись военные чины русской армии. Украина окончательно потеряла свои права, свою волю, завершило свое существование свободное Украинское казацкое государство. Настал один из тяжелейших времен для Украины – период Великой Руины.