“Конотопская ведьма”

В одной из виднейших своих юмористических повестей “Конотопская ведьма” Г. Квитка-Основьяненко показывает деградацию потомков бывшей казацкой старшины после упадка украинской государственности. Юмор автора часто переходит в сатиру на жизнь и быт казацких старшин XVIII столетия.

Начинается повесть своеобразной пасмурной анафорой, которая, тем не менее, вызывает насмешливую улыбку: ведь причин для глубоких раздумий, для грусти у Никиты Забрехи – конотопского сотника – нет совсем, это-сотник просто томится от скуки от безделья.

Современники писателя прекрасно понимают, почему он заинтересовался такими, как Забреха: случайные люди при высоких постах, полученных по наследству, становились нормой, бывшие знаменитые военные традиции пропадали; не только к крепостным, но даже к свободным людям новоиспеченные дворяне относились пренебрежительно. Именно из таких самоуверенных глупцов и формировалось будущее украинское дворянство, которое, как писал Т. Шевченко, “за кусок гнилой колбасы продаст и родную мать, и мать-Украину”.

Сюжет повести представляет сложное объединение бытовых эпизодов с вымыслом. Конотопский сотник Забреха сватается к

Елене, но дол “тыквы”. Писарь Пестряк старается ухищрениями сменить Забреху и занять его место: он подговаривает сотника водой проверить ведьм. И тут в повесть вплетается фантастика: ведьма Евдокия вызывает колдовством перевод сотника на Безверхий хутор, потом женит его на гнусавой Солохе, писаря Пестряка – с наймичкой Пазкою. Окончание снова реалистическое. Забреху выгоняют из сотничества, а Пестряка – с писарства, и они снова становятся приятелями.

“Конотопская ведьма” многозначна по своему идейному содержанию. Прежде всего, острая сатира на господствующую верхушку украинского общества XVIII столетия, характерные отрицательные черты которой воплощены в образах невежды и лентяя – сотника Забрехи, подлого плута и беспросветного пьяницы Пестряка, своевольного Халявского.

Ярчайший образ повести – Никита Забреха. Он – по наследству стал сотником. Он обладает великой власть, руководит целой сотней коней, но сам он глуп, необразован, ленив. Приемы обличительного изображения образов разнообразны. Здесь и прямая авторская характеристика (сотник “не имеющий ничего в голове”, “совсем не понимал дела”) и саморазоблачение (“я и грамоты не разжую, хотя и в школе учился”, “лекарств не больше тридцати знаю).

Не удивительно, что без писаря он совсем беспомощен. А когда писарь рассердился и ушел, Забреха не может ответить казакам на вопрос, что им делать и для чего их собрали, а только кричит и ругается. В управлении сотней Забреха во всем сверяется с прохиндеем – писарем, не понимая простейших дел. Тем не менее, в обращении с казаками он кичливый и напыщенный. Когда казак обращается к нему, он пренебрежительно отвечает и сейчас же отступает, “чтобы не очень налезал на него, и чтобы временами не было панибратства с ним”. Невежество и чрезмерную ограниченность демонстрирует он и в других отношениях с людьми. Круг интересов сотника ограничивается удовлетворением желудочных нужд, пьянством, сном.

Не менее колоритно, и, конечно, в сатирическом жанре изображает Квитка и писаря. Как и сотник, Пестряк – беспросыпный пьяница. Этот хитрый мошенник, тем не менее, глуп в простых практических вещах. Так, вырезав “лепорт” на хворостине и сломав потом на ней зубец, он не может понять, что на одну засечку стало меньше, и никак не может досчитаться одного казака; поскольку он не может войти с длинной хворостиной в дом, то предлагает “или стену протянуть, или потолок поднять”. Пестряк гордится своей ученостью. Но “ученость” писаря ограничена: он и читать в церкви может только тогда, когда “немного закладок”. Писарь изображен как наиболее активный, но тем самым и наиболее отрицательный образ среди казацких старшин.

Невежеством, корыстолюбием и самодурством отмечаются и представители казацких старшин, попутно описанные в повести, – Демьян Халявский, его жена Елена, брат ее.

Представители народных масс показаны в произведении попутно и выступают как второстепенные герои. Немного подробнее автор говорит о ведьмах, особенно о Евдокии Зубреху, но, описывая ее образ и поступки, просто использует народные поверья о ведьмах и колдовстве.

Своим произведение “Конотопская ведьма” Г. Квитка-Основьяненко разоблачает казаков – старшин, реалистически описав их средства правления и быта, а вместе с тем и самодурство, взаимные интриги и обманы. Забреха и Пестряк из повести Квитки-Основьяненка во многом современные по сути и форме своей психологии: бездуховности существования, в их корыстолюбии, отсутствии положительных гражданских идеалов. Читаешь повесть и будто слышишь вопрос автора: разве имеют право такие духовно отупевшие люди руководить другими? До чего же докатится общество, если будет терпеть их? Искреннее, благороднейшее мое стремление, – писал Квитка, – показать силу добра над злом”. Повесть “Конотопская ведьма” является свидетельством того, что писатель достиг своей цели.






Майбутнє україни і моє місце в ньому.
“Конотопская ведьма”