Героиня драмы А. Н. Островского “Гроза”
Пьеса Островского имеет все основания именоваться “русской трагедией”. Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве “рока” выступают “роковая” страсть героини, ведущая к “погибели”, образ “грозы”, пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф “о трагической вине, заложенной в красоте” (П. А. Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и комментаторы важнейших событий, как бы образуют хор. Протагонисткой
В литературе о “Грозе” сложились три толкования образа Катерины. Первое, “добролюбовское”, рассматривает К. как вольнолюбивую натуру, страдающую под гнетом “темного царства” и ценой жизни бросающую вызов его косности и жестокости. В толковании, предложенном А. А. Григорьевым, “темное царство” рассматривается как категория душевной жизни, подверженной борьбе страстей. Образ К. рассматривается как “органическое”
Тайна Катерины открылась в пьесе единственному человеку, Борису, увидевшему ее в церкви и пораженному тем, “какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”. В этом внутреннем свете души К. – ее “неотмирность”, ее целостное “средневековое” мироощущение: жизнь пред Богом, в ощущении Его близости. Этим живым переживанием наполнен рассказ о детстве К. (“Отчего люди не летают”) и страх грозы, налетевшей как раз в тот момент, когда она признавалась Варваре в своих греховных помыслах.
Катерина отнюдь не экзальтированная, мистически настроенная натура. Она земная страстная женщина, неожиданно для себя охваченная чувством любви. Замужняя женщина, К. полюбила всем своим существом, и всем своим существом она сознает греховность своего чувства. Борьба К. с собой определяет перипетии пьесы. Она ищет спасения в молитве и “не отмолится никак”. Она стремится подавить в себе “незаконную” тягу к Борису, хочет “мужа любить” – и не может. Она ищет в муже поддержки – и не находит. В сцене отъезда Тихона она пытается “заклясть” судьбу (“Умереть мне без покаяния, если я…”), но Тихон останавливает ее (“Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!”). Последующий монолог К. раскрывает ее внутреннюю борьбу с соблазном и победу страсти: “Мне хоть умереть, да увидеть его”.
Сцена свидания с Борисом наполнена атмосферой греховной и сладкой любви. Здесь во всей полноте проявляется отважная, решительная натура К., отбросившей все сомнения и смело идущей навстречу самому страшному – небесному наказанию. “Геенна огненная”, о которой вещала сумасшедшая барыня, такая же реальность для К., как и Гроза – вестник гнева Божия. Понятно, что перед этой абсолютностью “небесного” меркнут все условности “мирского”: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”.
Прилюдное признание в содеянном – во время грозы, перед фреской с изображением страшного суда – доказывает правоту и прямоту слов К. Она призналась, но, как показывают события пьесы, не покаялась в содеянном. К. не может осудить свой грех, не может отречься от своей любви. “Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил”,- говорит она в монологе, полном предсмертной тоски. Благодатное, полное счастье переживание красоты Божьего мира – в начале трагедии и “Свет Божий не мил” – в финале – такова эволюция К. в пьесе. Трагическая коллизия между неодолимыми требованиями жизни, натуры и максимализмом христианского народного миропонимания приводит героиню к потере благодати, к утрате желания жить.
Расставаясь навсегда с Борисом, она просит его не пропустить по дороге ни одного нищего, каждому подать, “чтоб молились за мою грешную душу”. Мысль о смерти овладевает К. и перебивается другой – мыслью о неиску-пимости греха самоубийства: “Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…”
Смерть Катерины вызвана категорической невозможностью примирить “земное” и “небесное”, крушением ее целостного, глубоко народного, религиозного в основе миросозерцания.