Героиня трагикомедии Гоцци “Турандот”

Дочь китайского императора, прекрасная и умная Турандот уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин ногайский принц Калаф отваживается искать руки Турандот. И отгадывает все ее загадки. Но Турандот, усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный принц предлагает ей испытание: до следующего утра она должна узнать его настоящее имя и происхождение. Турандот чувствует, что ее неприязнь к чужестранцу исчезает,

уступая место зарождающейся любви. Всеми средствами она пытается узнать тайну Калафа, пока ее служанка не сообщает ей, кто этот незнакомец. Наутро в траурном одеянии появляется Т. перед двором и объявляет, что тайну незнакомца она открыть не может и что она побеждена. Калаф счастлив. Вдруг Турандот называет его настоящее имя. Калаф поражен и хочет умереть, но Т. признается ему в любви.

Фабулу “Турандот” К. Гоцци заимствовал из повести поэта XII века Низами. Первым для сцены обработал сюжет “Турандот” французский драматург Лесаж в своей комической опере “Китайская принцесса”, поставленной в парижском Ярмарочном

театре (1729). Лесаж использовал только центральный эпизод восточного сюжета о разгадывании загадок капризной и строптивой принцессы, которая просто забавляется тем, что посылает на казнь незадачливых женихов. У Гоцци характер героини становится намного глубже и сложнее. Его Т. от природы не жестока, она таким образом протестует против неравного положения в этом мире мужчины и женщины.

Образ Турандот увлек Ф. Шиллера, который сделал обработку фьябы Гоцци в 1802 г. и сообщил этому образу патетические черты, приглушив игровое начало, свойственное комедии дель арте. Шил-леровская “Турандот”, поставленная М. Рейн-хардтом в Берлине с Г. Эйзольт в главной роли, дала творческий импульс Дж. Пуччини для создания оперы “Турандот” (либретто Г. Адами, Р. Симони), ставшей его последним, неоконченным шедевром. У Пуччини Т. предстает героиней музыкально-философского действа, имеющего истоки в античной трагедии с решающей функцией хора. (Премьера оперы “Турандот” состоялась 25 апреля. 1926 года в Милане.)

В России “Турандот” имела замечательный успех в постановке Е. Б. Вахтангова (1922). Режиссер предпочел трагикомедию Гоцци драме Шиллера: импровизированный дух комедии дель арте привнес в спектакль атмосферу праздничной театральности, изящества и веселья, коих была лишена суровая действительность революционного времени. Первой исполнительницей роли Т. в этом легендарном спектакле – Ц. Л. Мансуровой удалось воплотить “тему ликующей жизни, где жизнь с ее счастьем, любовью и солнцем празднует победу над смертью” (Б. Захава). Ее партнером в роли Калафа выступил Ю. А. Завадский. С тех пор “Турандот” остается в репертуаре “вахтанговцев”, превратившись в своего рода эстетический символ этого театра.






Чи актуальне послання і мертвим і живим.
Героиня трагикомедии Гоцци “Турандот”