Сочинение по пьесе Островского “Гроза”: Система образов

Своеобразие “Грозы” состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимо отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим меркам могли бы показаться лишними. Но и он, и другие несюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.

В “Грозе” представители мира произвола и угнетения изображены более безжалостными и жестокими, чем самодуры

в предыдущих пьесах Островского. Болынова (“Свои люди”) в конце становится даже жалко, Гордея Торцова “Бедность не порок” самого можно растрогать, но никто не и состоянии поколебать жизненные принципы Дикого и Кабанихи. Понятно, что они с самого начала воспринимаются как злая сила, воплощение “темного царства”, стремящегося любыми путями Погасить возникший “луч света”. И системе образов Катерина противопоставлена прежде всего Ивановой и Дикому. Однако она противостоит и всем остальным действующим лицам, остающимся лишь свидетелями трагедии, Которая развертывается на их глазах.

Героиня

пьесы, рвущаяся к людям, к свету, одинока. Никакой помощи и поддержки она ни от кого получить не может. Это относится даже к Кулигину, нарисованному с нескрываемой симпатией. Показательно, что Катерина и Кулигин ни разу не разговаривают друг с другом, не видно рже, что они знакомы. Их линии в сюжете нигде не пересекаются. Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изолированность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.

Кулигин – типичный просветитель. Он пользуется любым случаем, чтобы немедленно просвещать всех, кто попадается ему им пути. Дикому он толкует об “общей пользе” и объясняет устройство громоотвода, городским обывателям рассказывает о благодетельности грозы, цитирует Ломоносова и Державина. Иго просветительские иллюзии отчетливо проявляются в том, что он изобретает перпетуум-мобиле (вечный двигатель) – дело ипиедомо безнадежное. На угрозы Дикого он отвечает: “Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, Тогда я поговорю!” Но миллиона у него не будет никогда – самообман. Таким же самообманом является пребывание Бориса.

“Темное царство” успело наложить на Бориса свою печать. Мысль о завещанных деньгах, которые, вполне вероятно, Дикой никогда ему не отдаст, до такой степени его поработила, что он, Молодой, здоровый, образованный человек, никогда, очевидно, не надумывался о реальной возможности жить своим трудом. И все же встреча с Катериной не прошла для него бесследно. Образ Бориса не является статичным. К концу драмы в нем становятся заметными проблески искреннего чувства, способность к глубоким Переживаниям. Однако любовь, как уже неоднократно бывало и русской литературе, стала для него испытанием, которого он не выдерживает. Сам себя Борис называет “вольной птицей”. Это неправда. Он сидит в тесной клетке, откуда ему уже не вырваться. В “Грозе” это удалось только Катерине, однако ценой жизни.

Образ Тихона тоже дан в динамике, в движении. И на него падает отблеск того “луча света”, который исходит от Катерины. И в прочем, это обнаруживается лишь к концу пьесы, когда уже нельзя ничего изменить. Но нельзя не видеть, что молодой Кабанов оказывается способным к сопереживанию, у него проявляется подлинное сочувствие к горю и страданиям других людей Тихон, уже переживший мучительный внутренний кризис, в и дет в Борисе не только врага (что вполне объяснимо), но и глубоки страдающего человека. Трагическая ситуация не разъединила а сблизила их. Однако горькое прозрение Тихона трагически запоздало При жизни Катерина так и не смогла дождаться о него участия и поддержки.

По принципу контраста (основному в структуре пьесы) строится также сопоставление героини “Грозы” и Варвары Богатству внутреннего мира, чистоте и поэтичности душевная ограниченность и даже примитивность. До статочно сравнить сцены двух любовных свиданий: Варвар с Кудряшом и Катерины с Борисом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Сочинение по пьесе Островского “Гроза”: Система образов