Философские вопросы бытия в лирике С. А. Есенина
В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми?
Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы.
Яркий тому пример – элегия “Отговорила роща золотая” (1924).
“Золотая роща” – это и конкретный природный образ, но это и метафора
Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень – время тишины, ярких красок, но в то же время – пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли – это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с “сиреневой цветью” природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием:
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон
Но ничего в прошедшем мне не жаль
Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг…
Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: “В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть”. Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. “Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…” – в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас – крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас – неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: ” Так я роняю грустные слова”.
Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у лирического героя приятие смерти как данности. Вообще, эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя – Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.
Схожие мысли звучат в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым” – в этих строках размышление о невозможности повернуть время вспять. “Весенняя гулкая рань” – олицетворение молодости природы и молодости жизни. Чувство неизбывной печали, мотив неотвратимой беды лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы снимается словом “процвесть” в последней строфе:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть
Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Человеческая душа и Мир едины, однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование. Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях. Так, в “Песне о собаке” человек с жестокостью нарушает законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха: “Покатились глаза собачьи Золотыми слезами в снег”, ” В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил, тонкий, И скрылся за холм в полях”
Есенин убежден, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять ее темп. По-особенному звучат строки из стихотворения “Мы теперь уходим понемногу”: “И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове”. Так и нужно жить, понимая, что ты – не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить, беря от нее все, что можно. В этом, по мнению поэта, и есть смысл жизни: “Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве”.
Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней. Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока еще есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живешь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть: “Как прекрасна Земля И на ней человек!”