Эдипов комплекс в творчестве Ивана Нечуя-Левицкого
Характер и мировоззрения Левицкого сформировались еще в детстве. Убеждение писателя безусловно влияли на создание персонажей его произведений. Чтобы постичь основные причины поведения героев, которых писатель “изваял” из разнообразия собственной душевной жизни, следует изучать его жизненный путь.
В автобиографии писатель подал очень ценный факт, который указывает, что главным событием в детстве Левицкого, что наложило отпечаток на всю жизнь писателя, стала смерть его матери. Идя за теорией Эдипового комплекса и раздумьями В.
Неисправимый след Эдипового комплекса стал причиной создания галереи женских образов. Присущие им черты характера,
Крестьянки, работницы, попадьи – все они не имеют счастье в родственной жизни, хотя именно они же есть этому причиной. Бурлачка является детоубийцей, попадья – распущенной, а Кайдаиниха – сварливой женщиной, из-за которой нет счастья в трех семьях.
Почти в каждом произведении у Левицкого женщина или не пользуется авторитетом в семье (“Кайдашева семья”), или живет распущенной жизнью (“Старосветские батющки и матушки”), или становится детоубийцей (“Бурлачка”). Для Левицкого не существовало понятия “счастливой семейной жизни”. Он прожил неженатым, не найдя женщину, хоть чем-то похожую на идеал, которым для Левицкого была его мать. И эта “обида” на женщин вылилась в создании их отрицательных образов.
В произведениях Левицкого присутствующий крах женщины-хранительницы семейной жизни, домашней очага. Все женские образы созданы будто в противоположность матери Нечуя-Левицкого.
Пейзажи Надросся также являются отображением Эдиповской структуры характера И. С. Нечуя-Левицкого. Поскольку Рось была тем местом, где витал дух его матери, где маленькому Левицькому было хорошо рядом со своей любимой няней, она выполняет в произведениях писателя роль матери-природы. Поэтому Левицький время от времени возвращался в своих произведениях к изображению природы родного края.
Описывая природу писатель не просто раскрывал психологический портрет своих героев, изображал ли определенную среду. С помощью пейзажей Левицький передавал все свои подсознательные чувства и желания, и в те моменты, когда несознательное писателя, трансформируясь, через сознание отображалось в описаниях природы, пейзажи становятся “ключиками” к раскрытию подсознательных желаний писателя. Поскольку реальную мать Левицькому заменила мать-природа, он так тщательно и особенно точно выписывает природу Надросся.
Некоторые события, в частности убийства в творчестве Нечуя-Левицкого также связанные со смертью его матери (детоубийство Василиной, смерть Омелька Кайдаша).
Левицький считал, что его мать умерла от родов, а причина появления детей в мире – отец. Отождествляя сына Василины с родившимися у Анны Трезвинськой близнецами и Омелька Кайдаша со своим отцом, писатель, лишая их жизни, совершает акт мести за свою умершую мать.
Создавая каждый новый образ, подсознание Левицкого напоминало об умершей матери и влияло в литературе на создание художественных персонажей. Как следствие – появлялись женские образы положительные или отрицательные, в зависимости от того, на сколько было удовлетворенное состояние писателя. Художественные образы не являются случайными. Все они определенной мерой связаны с жизнью Левицкого, с его подсознательными желаниями, которые были следствием Эдипового комплекса писателя.
Итак, обострение Эдипового комплекса является основным критерием создания художественных образов в прозе И. Нечуя-Левицкого.