Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока “Двенадцать”)
Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявший из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов, был перенят глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: “Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы “недостойны” Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что Он идет с ними, а надо, чтобы Другой”. В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова
Белое – угроза черноты
Бледный праведник грозит Содому не мечом – а лилией в щите.
Тема белого подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет “нежной поступью над метелью, Снежной россыпью жемчужной”. Белое пронизывает весь облик Христа. Но флаг все же кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:
Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер – На всем Божьем свете.
Так кто же все-таки шел впереди красноармейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил Н. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ заключается в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие бедствия, которые принесет революция. Может быть, это он надоумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.