Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока “Двенадцать”)

Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявший из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов, был перенят глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: “Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы “недостойны” Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что Он идет с ними, а надо, чтобы Другой”. В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова

“На пиру богов”, написанное в виде диалогов платоновского типа. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает Двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: “Ведь там эти 12 большевиков, разорваны и голые душевно, в крови,”без креста”, а другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?”. И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок “кого видел, только, конечно, не того, кого он назвал, но обезьяну, самозванца”, то есть Антихриста. И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно
настоящий Иисус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла. Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, потому что был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая “звезда Востока” сожгла не зло, а, наоборот, хорошее, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать. Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора “Двенадцати” закончилась в тоске и горе. Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом виде этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него “белый венчик из роз”. Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:

Белое – угроза черноты

Бледный праведник грозит Содому не мечом – а лилией в щите.

Тема белого подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет “нежной поступью над метелью, Снежной россыпью жемчужной”. Белое пронизывает весь облик Христа. Но флаг все же кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:

Черный вечер. Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер – На всем Божьем свете.

Так кто же все-таки шел впереди красноармейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил Н. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ заключается в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие бедствия, которые принесет революция. Может быть, это он надоумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока “Двенадцать”)