Центральный персонаж романа “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”
Соблазненный обещанием Дон Кихота получить в подарок один из завоеванных островов и стать губернатором, бедный крестьянин Санчо Панса оставляет жену и детей и в качестве оруженосца отправляется с Дон Кихотом на поиски приключений. Вместе со своим хозяи ном Санчо Панса переживает множество событий и становится свидетелем его подвигов. С одной стороны, Санчо Панса считает Дон Кихота сумасшедшим, с другой – почитает рыцаря как одного из самых благоразумных и образованных людей, простодушно веря его рассказам.
Оруженосцу достается не
Образ Санчо Панса генетически связан с народной смеховой культурой (не случайно в одном из эпизодов романа шутники подбрасывают Санчо Панса на одеяле – как чучело или собаку во время празднования карнавала в Испании) и образует один типологический ряд с такими персонажами, как Панург и Фальстаф. С. П. чужды высокие идеалы рыцарства Дон Кихота. Он руководствуется скорее соображениями материальной выгоды. С. П. часто обманывает своего хозяина, чтобы избежать тумаков и неприятностей. В сцене с тремя крестьянками, которых С. П. выдает за Дульсинею и ее свиту, герой сознательно вводит Дон Кихота в заблуждение, описывая смущенному хозяину красоту и прекрасное одеяние благородных дам. Когда Дон Кихот требует у оруженосца, чтобы тот бичевал себя, С. П. наносит удары по буковым деревьям.
По ходу романа Санчо Панса присваивает многие черты Дон Кихота, иногда начинает рассуждать, как его хозяин. Во время своего губернаторства на вымышленном и созданном герцогом острове Баратария неотесанный и простоватый С. П., помня наставления Дон Кихота, проявляет себя как честный и мудрый правитель и поражает всех своей изысканной манерой выражаться. Посчитав, что должность губернатора не для него, что он не сможет защитить остров от нашествия врагов, ибо дело крестьянина – пахать землю, С. П. возвращается в услужение к Дон Кихоту. По его словам, он вновь обретает прежнюю свободу, т. к. служение у господина для него не является принуждением, каковым оказалось губернаторство.
В критике образ Санчо Панса чаще всего рассматривается в связи с образом Дон Кихота (выразительный пример – точка зрения на С. П. Тургенева и Достоевского ). В испанской литературе начала XX в. образ С. П. истолковывается как олицетворение нации. Контакт с идеалом (Дон Кихотом) возвышает простого человека, и от “кихотизации” Санчо-народа зависит будущее Испании (Унамуно).