Белинский – основоположник русской эстетики и литературной критики
Художественная литература для него – одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: “Отнимать у искусства право служить общественным интересам – значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы, т. е. мысли”.
Теоретические суждения Белинского по многим вопросам и сегодня не потеряли живого актуального
В Литературе и литературной критике 20-30-х годов понятия национальность и народность часто употреблялись как синонимы. Даже в статьях о Пушкине Белинский не всегда дифференцировал эти понятия. Долгое время критик полагал, что “русский поэт может себя показать истинно национальным поэтом, только изображая в своих произведениях жизнь образованных сословий…”, что для звания великого поэта мало умения “схватывать резкие оттенки только грубой простонародной жизни…”. Однако во второй половине 40-х годов Белинский во многом уточняет свою позицию. Защищая принципы “натуральной школы”, он приходит к выводу, что прежде всего в народе, в крестьянстве отражаются лучшие национальные черты. Поэтому он считал несомненным достоинством “натуральной школы” то, что “от высших идеалов человеческой природы и жизни она обратилась к так называемой “толпе”, исключительно избрала ее своим героем…”, что и позволило литературе стать “вполне национальною, русскою, оригинальною и самобытною…”.
В системе эстетических воззрений Белинского важное место занимает принцип историзма. Он заключается в раскрытии многогранных связей литературы с жизнью, которая, как писал Белинский, “всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни”. Вот почему в критических статьях 40-х годов Белинский стремился рассматривать проблематику художественных произведений в социальном плане, выявлять в литературе отражение общественных противоречий эпохи, судить литературу жизнью, а жизнь – литературой.
Последовательно борясь с теорией “искусство для искусства”, Белинский вместе с тем решительно настаивал на признании специфических особенностей литературы. Искусство способно выполнить свою важнейшую общественную роль только при том непременном условии, что оно является именно искусством, а не набором фраз. Самое значительное или актуальное содержание еще не делает произведения художественным: “… Какими бы прекрасными мыслями ни было наполнено стихотворение, как бы ни сильно отзывалось оно современными вопросами, но если в нем нет поэзии – в нем не может быть ни прекрасных мыслей и никаких вопросов”. Белинский постоянно отстаивал мысль о неразрывной, диалектической связи содержания и формы: “Идея с формою должна быть органически слиянна, как душа с телом, так что уничтожить форму значит уничтожить идею, и наоборот”. Положение о содержательности художественной формы является одним из важнейших завоеваний эстетики Белинского.
С тех же диалектических позиций рассматривал критик и проблему типического, которую он назвал “одним из основных законов творчества”. “Надобно,- писал Белинский,- чтобы лицо, будучи выражением целого особого мира лиц, было в то же время и одно лицо, целое, индивидуальное. Только при этом условии, только чрез примирение этих противоположностей и может оно быть типическим лицом”. Критик стремился прежде всего уяснить пафос художественного произведения, понять его внутреннюю структуру, разобраться в его внутреннем мире. Созданию передовой эстетики способствовал удивительный универсализм Белинского, счастливо соединившего в себе и критика, и теоретика, и историка литературы. Громадный нравственный авторитет Белинского, признаваемый его современниками и остающийся незыблемым для нас, основывался на твердости его убеждений и кристальной честности. Никакие “побочные” соображения не могли заставить его изменить или смягчить точку зрения. Для него не существовало в литературе “табеля о рангах”. Исключительно высоко ценил он значение Гоголя в истории русской литературы. Но и любимому писателю критик не мог простить идейных заблуждений. Так же воспитывал Белинский и молодых писателей. Восторженно встретил он первый роман Достоевского ” Бедные люди “, но столь же прямо высказал свое отрицательное отношение к той идейной нечеткости, которая проявилась в последующих произведениях талантливого писателя.
Велико Критическое мастерство Белинского. Он использовал самые различные жанры: статьи обзорные и проблемные, создавал блестящие памфлеты, прибегал к средствам иронии и пародии. Язык Белинского-критика стал одним из факторов дальнейшего развития публицистического стиля в русском литературном языке.