Вопрос социальной справедливости в повести И. Я. Франка “Перекрестные тропы”

Процесс создания художественного текста – это довольно сложная работа. Будто из утреннего тумана, появляются очертания конструкции, детали удивительного сооружения, название которого – литературное сочинение. Утомленный, но просветленный и взволнованный творец подходит, как хозяин, к резьбе дверей и отворяет их – он приглашает зайти в это жилье, где будет всем приятно и радостно гостить и вести мудрые беседы…

Давайте погрузимся в несравненный мир творчества И. Я. Франко и поговорим о его прогрессивной повести “Перекрестные

тропы”, основная проблема которой – борьба крестьян и передовой интеллигенции Галиции против господ и австрийского царского режима. Лагерь прогрессивных сил возглавляет адвокат Евгений Рафалович, защитниками плетни является уездный маршал Брикальський, президент суда и другие помещики и чиновники, в частности судейские. И. Франко мастерски подает образ молодого адвоката и, русина, “идеалиста” Евгения Рафаловича. Он прибыл в город и скоро прославится как защитник “хлопов”. Сначала Евгений ограничивается лишь организацией экономичной борьбы крестьян, разъяснением им законов, которых они не знают и боятся.
И кое-что ему удается: крестьяне стали смелее, “ездили в отдел края”, побеждали войтов и писателей. В этом “всюду видно было одну руку, одну работу”.

За эту деятельность Евгения возненавидели местные богачи и духовенство. Их злит, что молодой адвокат – честный, порядочный человек, который стремится всем естеством к правде. А особенно то, что он улучшает жизнь русинов: “Здесь были и конкретные случаи правового и врачебного подспорья крестьянам, и планы организации читален, касс І союзов…” Как видим, идеалы Рафаловича от народнических эволюционируют к социалистичным (это немного напоминает взгляды самого И. Франко).

Будущее крестьян – основная цель Рафаловича. Для этого он делает все, к сожалению, отказавшись от личного счастья. А полюбил он Регину Твардовскую – необыкновенную девушку, которая имеет высокие мечты и желания. Однако она не сразу ощутила и осознала, что любит Евгения. Поэтому и становится на жестокий жизненный путь, который приводит к трагическому финалу. Она выходит замуж за нелюбимого по приказу своей “тети” и становится несчастной на всю жизнь. Имея единый шанс на романтическое бегство с Евгением, Регина снова колеблется, так как: “Я замужняя женщина”. И только позднее осознает свое положение, так как ее мужчина – Валерьян Стальський – очень жестокий человек. У него единая философия: “С женщинами надо круто держаться… Надо проявлять характер, надо брать их под ноги, а то они возьмут вас”. Так и произошло, в кровь избив Регину, которая потеряв надежды, в состоянии аффекта убивает мужа. Он для нее “…вранье, и гадость, и нечисть!”

Регина В конце концов свободная от деспота-Стальського, но нужна ли она Рафаловичу? К сожалению, Евгений уже “переболел” ею и не понимает ее положения. А потому произошло фатальное! Судьба Регины – это ужасная судьба женщины в бесправном галичском обществе, это – призыв души, которая не нашла отклика в когда-то родном сердце и была обречена на гибель. Я считаю, Рафалович оказался эгоистом, бездушным политиканом, который стал “рабом” обстоятельств, которые оказались более сильные его “слабой” души. Он размышляет по поводу Регины и доходит до вывода: “Что она ему? Прихоть, слабость воли, сентиментальный порыв… Встречаются перекрестные тропы на широкой степи да и снова разбегаются… Так будет и с нами”. Досадно, что интеллигентный человек не заметил глубокую драму несчастной женщины.

Ценой жизни человека Рафалович продолжает свою общественную работу с крестьянами. Массы уже пробуждаются, они являются основной движущей силой в борьбе. К сожалению, эта проблема является актуальной и в наше время. Вот почему сочинение И. Франко открывает глаза на простые истины: одни захватили неисчислимые богатства, а другие не имеют ничего.






Добро зберігає людство на землі.
Вопрос социальной справедливости в повести И. Я. Франка “Перекрестные тропы”