Вечность духовной красоты в драме Леси Украинки “Лесная песня”

Кто не знает украинской поэтессы Леси Украинки? Ее творчество – это прославление человека, его духовной красоты, его гармонии. И как следствие раздумий Леси – появление ее Мавки, в которой объединяется и красота любви, и красота природы, и красота высочайшей гармонии природы и человека. Мавка – дочь природы, и живет она рядом со своими “родными” – Лешим, Водяным, Русалкой, Прелестником. Боль, причиненная кому-то из ее сестер или братьев, даже березе, отдается болью в ее сердце. Мавка просит Лукаша, который хочет наточить из березы

сок:

– Не точи! Это кровь ее. – Не пей же кровь из сестренки моей!

В Мавке будто переплелись и человеческие, и сверхъестественные качества: она ощущает в себе живительную силу от шелеста деревьев, от дыхания ветров, и одновременно ее чувства – это чувства человека. Даже глаза Мавки объединяют в себе все разнообразие природы:

…зеленые… а были, как небо синие… О! Теперь уже седые, как та туча… нет, кажется, черные, или, может, карие…

Она и спит в вербе, а ее речь – это будто журчание ручья. Мавка пришлась по душе Лукашу, так как оба имеют в сердцах цвет, который “сокровища создает”.

Это помогает им объясниться, ведь Мавка все ж таки – лесная девушка, а Лукаш – человеческий юноша. Но играет он на свирели так, что даже для этой лесной девушки, для которой весь мир кажется гармонично построенным, его игра кажется волшебной. В душе Лукаша пока что существует гармония, он еще живет под влиянием сказок и поговорок дяди Льва, который является “приятелем” для всех лесных жителей. Сколько у дяди Льва добра в душе, он радуется всему живому! Любят его лесные жители за то, что “поклялся жизнью, что дуба он во веки веков не даст рубить”. Тогда и Леший поклялся, “что дядя Лев и вся его родня во веки веков в безопасности будут в лесу”. И Мавка понимает, что дядя Лев никогда никому не сделает зла, так как имеет искреннее, чуткое сердце, так как не может себя вообразить отдельно от природы. Он сознает: “Что лесное, то не плохое… всякие сокровища из леса идут”. Тянутся к нему те, кто считает также, как и он, тянутся люди с такими же искренними сердцами, которые верят в единство человека и природы, в гармонию человека и природы. А сам дядя Лев даже умирать хочет в лесу, чтобы не разорвать этот магический круг:

“Как буду умирать, то приду, как зверь к лесу…тут под дубом пусть и похоронят…”.

В конце своей недолгой жизни и Лукаш понимает то, чему всегда учил его дядя: человек и природа должны жить в согласии. Но для этого понадобилось Лукашу побывать в шкуре волка. Зато его мать и девушка не хотят видеть красоты природы, не хотят слышать ее “голосов”. “А я бы и целый лес продать смогла”, – говорит мать Лукаша. За это и были они наказаны силами природы. Лишь Мавка объединяет в себе и человеческое, и лесное. Именно таким, по мнению Леси Украинки, и должен быть человек – ведь Мавка теперь имеет душу. Эта гармония, эта красота будет жить вечно. Образ Мавки будет жить всегда, как всегда будут жить, не мешая друг другу, а, наоборот, помогая, человек и природа, в вечной гармонии, в вечной любви. И тогда каждый человек, приходя в лес, сможет услышать голос, который отзовется “шелестом тихим вербовой ветви, голосом нежной тонкой свирели”. Это будет голос Мавки – вечно живой девушки-вербицы, которая будет всегда петь: “Играй же, любимый, умоляю!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Вечность духовной красоты в драме Леси Украинки “Лесная песня”