Теория литературы: “Кого же относят к “другой” прозе”?
В конце 1980-х годов литературовед Г. Белая в статье “”Другая” проза: предвестие нового искусства” задалась вопросом: “Кого же относят к “другой” прозе”? И назвала самых разных писателей: Л. Петрушевскую и Т. Толстую, Венедикта Ерофеева, В. Нарбикову и Е. Попова, Вяч. Пьецуха и О. Ермакова, С. Каледина и М. Харитонова, Вл. Сорокина и Л. Габышева и др. Эти писатели действительно разные: по возрасту, поколению, стилю, поэтике. Одни до гласности так и не вышли из андеграунда, другие сумели пробиться в печать еще в пору существования цензуры.
Перечисленных писателей роднит одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь к его назидательно-наставительному пафосу.
В каком пространстве
“Другая” проза перемещала читателя в иные сферы, к другим людям. Ее художественное пространство размещалось в замызганных общежитиях для “лимиты”, в коммуналках, на кухнях, в казармах, где властвовала дедовщина, на кладбищах, в тюремных камерах и магазинных подсобках. Ее персонажи в основном маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы, проститутки и т. п.
Схожі твори:
- “Другая” проза: предвестие нового искусства в русской литературе В конце 1980-х годов литературовед Г. Белая в статье “”Другая” проза: предвестие нового искусства” задалась вопросом: “Кого же относят к “другой” прозе”? И назвала самых разных писателей: Л. Петрушевскую и Т. Толстую, Венедикта Ерофеева, В. Нарбикову и Е. Попова, Вяч. Пьецуха и О. Ермакова, С. Каледина и М. Харитонова, Вл. Сорокина и Л. Габышева и […]...
- Теория литературы: Роман Роман – эпическое произведение, в котором рассказ сосредотачивается на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, который разворачивается в художественном пространстве и времени. Роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные стихии, которые не исчерпывают и не поглощают друг друга, и именно в этом заключается определяющая особенность его жанрового содержания. История индивидуальной […]...
- Теория литературы: Русская литература середины ХІХ века Поражение восстания декабристов в 1825 г. привело к большим изменениям как в политической жизни России, так и в идеологической сфере. Новый царь – Николай I – с помощью учрежденного им III отделения повел решительную борьбу с любыми проявлениями свободомыслия. Царское правительство было осведомлено о грозной силе народного недовольства. Шеф III отделения Бенкендорф откровенно писал царю […]...
- Круг великих творцов русской литературы в прозе Блока А. Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что “единственное оправдание для писателя” – не суждения литературной среды и критики, а “неподкупное мнение читателя”, “голос публики”, “не голос, а как бы легкое дуновение души народной”. Блока волнует нравственная основа творчества писателя, его человеческое достоинство, потому что писатель […]...
- Опыт рецензии: Талантливый писатель Вл. Сорокин Талантливый писатель Вл. Сорокин в книгах “Очередь” (1985), “Тридцатая любовь Марины” (1985), “Роман” (1994) и др. в полной мере реализовал оба главных приема “другой” прозы – иронию и пародию. В “Очереди” герой, идя по своим делам, натыкается на громадную толпу людей, выстроившуюся к какому-то, издалека не разглядеть, магазину, и занимает очередь. Писатель ядовито высмеивает все, […]...
- Вклад И. Нечуя-Левицкого в развитие украинской литературы Выдающееся место в истории украинской литературы занимает творчество И. Нечуя-Левицкого. За свою длинную жизнь он написал свыше пятидесяти романов, повестей, рассказов, комедий и исторических драм. Своими произведениями он прокладывал новые пути развития украинской прозы. Писатель одним из первых в украинской литературе отошел от традиционной крестьянской тематики и срисовал почти все слоия населения тогдашней Украины. Он […]...
- Система взглядов Б. Пильняка в прозе Основной чертой литературы всегда оставалось стремление художественно мыслить и адекватно отобразить исторические и социальные перемены. Каждое крупное социально-историческое событие порождало взрыв произведений, описывающих его причины, ход, а также прогнозирующих последствия. В России в XX веке крупнейшим таким событием стала Октябрьская революция 1917. “Если обратиться к беллетристам, выдвинутым самой революцией, то мы должны остановиться прежде всего […]...
- Сочинение на тему: Созвучие и перекличка в поэзии и прозе И. А. Бунина Когда открываешь наугад книжку бунинских стихотворений, лениво перебирая глазами строчки, и знакомые образы как всегда хороши и свежи, будто впервые встречаешь их: и грусть, разлитая на закате, и “лес, точно терем расписной”, и простые, но глубокие и звучные рифмы – “весна – грустна”, “день – деревень”, “подвода – свобода”, кажется, что ничего уже лучше не […]...
- Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый изгнанник Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. “Смирись, гордый человек!” – воскликнул Достоевский в своей пушкинской речи. Но с полной ясностью не сумел определить, чем истинное Христово смирение сынов Божиих отличается от мнимо-христианского рабьего смирения. Кажется, чего другого, а смирения […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Роль Стендаля и Бальзака в мировой и французской прозе XIX века Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника […]...
- Теория Раскольникова и ее философская основа ” Преступление и наказание ” – одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья – краеугольный камень философии Достоевского. Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении […]...
- Становление теории и критики литературы в России В статье Из прошлого печати в России Белинский отмечал, что “освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время” […]...
- Особенности народного характера в прозе Платова В центре произведений А. Платонова – уездная полудеревенская Россия, взвихренная революцией. Герой, существующий на “проселках революции”, – обыкновенный русский человек. Все герои А. Платонова – мастеровые, машинисты, крестьяне-во многом похожи друг на друга. Все они странники, скитальцы, правдоискатели. Например, Пухов, герой повести “Сокровенный человек”, человек с открытым сердцем, ездит со своим снегоочистителем по Воронежской земле […]...
- “Расстрелянное Возрождение” в литературы 20- 30-х годов Термин “расстрелянное возрождение” впервые предложил бесспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника лучших текстов поэзии и прозы 30- х гг. За это десятилетие (1921-1931) украинская культура была в состоянии компенсировать трехсотлетнее отставание и даже перевесить на территории отчизны влияние других культур, русской в частности (на 1 октября 1925 года в Украине начислялось 5000 […]...
- Проблема добра и зла в прозе Л. Н. Андреева Леонид Андреев – один из самых самобытных и талантливых писателей начала 20 века. Его творчество пронизано философскими темами и мотивами. Одной из ведущих проблем его творчества была проблема добра и зла. Рассмотрим ее на примере рассказа Андреева “Кусака”. В центре рассказа – история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, […]...
- Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной? Ф. М. Достоевский – “великий художник идеи” (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым “не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить”. Роман ” Преступление и наказание ” – это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа “все позволено” (такая формулировка Достоевским была дана позднее, в “Братьях Карамазовых”). Недоучившийся студент с философским складом ума, неравнодушный […]...
- Теория Раскольникова и ее развенчание в романе “Преступление и наказание” Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется чаще всего на чьих-нибудь страданиях. Раскольников считает, что люди представляют собой “две категории”. Первые – […]...
- Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI века. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 эпохи: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты пытались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого, прежде всего, нужно было знание древних языков, ведь только […]...
- Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX века Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, сложившихся в начале XX столетия. Свое название это литературное течение получило от французского слова moderne, что в переводе означает новейший, современный. Это название как бы подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века. Определяющая его примета – ориентация на красоту, прекрасное, как фундаментальную категорию, основу […]...
- Рахметов “особенный человек”, “высшая натура”, человек “другой породы” Дворянин по происхождению, он становится демократом по взглядам на жизнь, на народ и по поведению. Такое явление, как переход лучших людей господствующих классов на сторону угнетенных, не было случайным. Еще Маркс и Энгельс в “Коммунистическом Манифесте” писали: “В те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества […]...
- Значение комедии “Горя от ума” для русской литературы Появление “Горя от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на […]...
- Основные тенденции в развитии реализма в зарубежной литературы первой половины ХХ века Литература начала 20 века, вследствие всех социальных, экономоических, политических и эстетических причин, характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к “традиционным” западноевропейским литературам добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), представители которых стали всемирно знаменитыми. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения различных национальных литератур. […]...
- История литературы: Романтическое движение в немецкой литературе Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции.1789 г., а юность – на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории. В послереволюционной Европе, несмотря на противодействие дворянства и […]...
- Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы Тема школы, традиционная для немецкой литературы,- одна из сквозных тем романа. Старая школа – исходная точка пути героя, новая – знак коренного поворота в его жизни, связанного с поворотом истории. С первых же послевоенных дней литература на востоке Германии обратилась к проблемам строительства новой жизни, воспитания нового человека. Ее путь отмечен все более глубоким проникновением […]...
- Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт публицистики, достижения романтика и сатирика, А. Платонов заново открыл для себя Пушкина. Великому поэту посвящена статья ” Пушкин наш товарищ” и самая крупная, ставшая известной читателю после смерти Платонова пьеса “Ученик лицея”. Над ней писатель работал вплоть до последнего мгновения жизни. Открыв частицу Пушкина в себе, он создает […]...
- Из литературы романтизма Эпоха от первой буржуазной революции во Франции (1789-1794) до последних десятилетий XIX столетия – это эпоха разрушения старых феодальных отношений, роста буржуазии и ее полной победы в странах Западной Европы. В этот период в ряде стран Европы развернулось национально-освободительное движение, вместе с тем, начали обостряться противоречия буржуазного общества В начале XIX столетия еще продолжается борьба […]...
- Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере рассказа “Солнечный удар”) Русская литература отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя – чувство в первую очередь духовное. Бунин в “Солнечном ударе” принципиально переосмысливает эту традицию. Для него чувство внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причем именно любовь и есть это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, […]...
- Анализ повести С. Каледина “Смиренное кладбище” В повести С. Каледина “Смиренное кладбище” (1987) нарисованы сцены из жизни “бывших” людей, спившихся, потерявших человеческий облик, сменивших имена на клички. Их кладбищенский быт вызывает сострадание и отвращение. В последней главе ” Евгения Онегина ” Татьяна прощается со своим героем: …Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад […]...
- Романтизм испанской литературы в эпоху Эспартеро Кортесы не сумели воспользоваться благоприятными условиями 1812 и 1820 гг., чтобы привлечь народ к делу революции посредством радикальных мер, но, чего не удавалось достигнуть ранее, то успешно совершилось в течение десяти лет, следовавших за смертью Фердинанда VII. Упразднением монастырей и всяких духовных общин, назначением к продаже с торгов всех обширных владений духовенства Мендисабал и его […]...
- Что имел в виду П. Кулиш “Ни у кого из народа не было такой семьи, как у тебя” Длительное время крестьяне могли иметь в доме для чтения лишь церковные книги – Часослов, Псалтырь и “Жития святых”. Их читали, уважали, но не совсем понимали. И впервые поэтическое украинское слово посетило крестьянский дом с выходом Шевченкового “Кобзаря”. Это была действительно “Волшебная книжка”, где говорилось простым, понятным языком о вещах, которые волновали народ, отвечали его ожиданиям […]...
- Классики литературы Великобритании ХХ века С одной стороны, Великобритания считается консервативной страной, но все европейские веяния касались ее. Не было гармоничного развития родов литературы. В основном – эпос, драма Эпос считается небольшим яатением английских ( Диккенс ) и русских ( Тургенев ) традиций. С другой стороны, экспериментаторы – Джеймс Джойс – эксперимент формы, Дэвид Герберт Лоуренс – форма в норме, […]...
- Роман Толстого как шедевр мировой литературы Г. Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): “Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения… Да, это сильно, очень сильно!” Позднее Д. Голсуорси назвал “Войну и мир” “лучшим романом, какой когда-либо был написан”. Эти суждения выдающихся […]...
- Философские вопросы в прозе И. А. Бунина Произведения И. А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе “Человек из Сан-Франциско” (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на […]...
- Для кого в мире живем? Украина… Моя родина, самый родной в мире уголок, где я родилась, где стоит наш дом, где могилы родных мне людей, где моя школа, учителя, любимые, дети. Вокруг все такое привычное, дорогое, но истинную цену всему этому чувствуешь только, когда потеряешь. Если человек не безразличный, не живет жизнью растения, ему трудно покинуть свою землю. Вспомните только, […]...
- Петербургский текст русской литературы Эта тема необычайно многообразна и может стать предметом отдельного исследования. В нашей же работе мы коснемся произведений только двух фотохудожников: Бориса Смелого и Дмитрия Кондрата. Трагическая двойственность, “диссонансность” петербургской культуры по-прежнему является основным контекстом творческих поисков. Различны методы преломления реальности. Различны и результаты. Однако и раньше, и теперь, художников завораживает, манит не только парадный и […]...
- Роман в прозе Бана “Кадамбари” К царю Шудраке приходит девушка из касты неприкасаемых (чандалов) и дарит ему говорящего попугая. По просьбе Шудраки попугай рассказывает, что, будучи птенцом, он едва спасся от горцев-охотников и нашел убежище в обители мудреца-провидца Джамбади. Джамбали поведал попугаю о его прошлых рождениях, за грехи которых он страдает в птичьем облике. Некогда в городе Удджайини правил царь […]...
- Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, “поближе к цивилизации”. Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они […]...
- Пьеса в стихах и прозе Харши “Ратнавали” Буря разбила корабль, на котором плыла дочь царя Ланки (Цейлона) Ратнавали, предназначенная в жены царю ватсов Удаяне. Ухватившись за доску, Ратнавали спаслась, и, найденную на берегу, ее под именем Сагарики (от санскритского “сагара” – “океан”) отдали на попечение первой супруге Удаяны царице Васавадатте. На торжественном празднике в честь бога любви Камы, который происходит при дворе […]...
- Пьеса в стихах и прозе Шудраки “Глиняная повозка” Поздно вечером на улице города Удджайини Самстханака, невежественный, грубый и трусливый шурин царя Палаки, преследует богатую гетеру красавицу Васантасену. Воспользовавшись темнотой, Васантасена ускользает от него через незапертую калитку во двор одного из домов. По случайности оказалось, что это дом благородного брахмана Чарудатты, в которого Васантасена влюбилась, встретив незадолго перед тем в храме бога Камы. Из-за […]...