Тема: – Стихотворение Н. А. Некрасова “Тройка”
Мое знакомство с творчеством Н. А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его “Вчерашний день часу в шестом”, “Железную дорогу” и, конечно же, поэмы “Русские женщины”. Мне трудно выразить словами, сколь глубок и многогранен талант поэта. Думаю, лучше всего об этом написал Ю. И. Айхенвальд в своей книге “Силуэты русских писателей”. Он утверждал, что в стихотворениях Некрасова неоспоримо слышны “отголоски русского голоса, эхо русской родины”, и есть у него живая самобытность, и “ярко светится в ней самое
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Но ее судьба видится поэту драматичной: девушка увянет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное существование. Читаешь стихи:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник,
И свекровь в три погибели гнуть, – и жалеешь крестьянку, сочувствуешь ее горькой судьбе. А ведь еще в начале автор писал о ней:
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных, как ночь…
Некрасов, используя прием контраста, в своем стихотворении противопоставляет девичество и замужество. В этом заключена основа сюжета и композиции произведения. Здесь же просматривается и его тема: обобщенная картина крестьянской женской
“доли”. Беззаботное детство и юность героини сменяются тяжелыми буднями семейной жизни (невольно вспоминается судьба Катерины из “Грозы” Островского). Прием контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (“смотрит бойко лукавый глазок”, “легкий пушок”, “загляделся красиво”, “игриво вьется”) на прозаизмы (неряха мужик, “перетянешь уродливо грудь”, “тупое терпенье”, гнуть в три погибели). Но несмотря на подобное столкновение романтической и натуралистической поэтики в
стихотворении “Тройка”, народный образ, созданный в нем сохраняет свою цельность и единство. Перед читателем предстает восточная красавица с черными, “как ночь”, волосами, черными бровями, смуглым лицом. Может быть именно эта рельефность, насыщенность образа придает особую живость поэтическим строкам. А трехстопный анапест, которым написано стихотворение, позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение. Хотя романсом стала лишь первая часть: лирический эпизод встречи героини с “проезжим корнетом”. С тоскою глядит красивая девушка вслед промчавшейся тройке. И вновь перед нею дорога, вновь она одна… Мотив пути в творчестве Некрасова является сквозным. Мне вспоминается другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть – великое благословение (“Мороз, Красный нос”).
А дальнейшей судьбе героини “Тройки” автор ничего не говорит, не случайно стихотворение заканчивается многоточием. Но строчки:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши, – однозначно указывают на несчастную “долю” крестьянки. Чувством горечи проникнута последняя строфа стихотворения. Ведь девушка бессильна перед будущим, ей не нагнать “бешеной тройки”, потому что ” кони крепки, и сыты, и бойки”. Все произведение дышит сочувствием автора к тяжелой женской судьбе. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной им форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине. Местоимение “ты” подчеркивает близость автора и крестьянки. Читатель видит, что ее тревога понятна поэту, ведь он пытается утешить девушку, поддержать ее, дать совет. Думаю, именно в этом проникновенном сострадании заключен идейный смысл стихотворения. Вот почему оно не забыто, а бережно хранится в наших сердцах. Произведение стало русской песней, вошло в фольклор, что говорит о его глубокой народнности. В нем же поэтом был впервые применен принцип сочетания идеальных и бытовых характеристик, легший в основу его будущих образов женщин “земли русской”.