Сюжеты стихотворений Маршака
В 1929 году выходит стихотворение “Усатый-полосатый” – рассказ о девочке и “сером, полосатом, усатом” котенке. Как и всегда у Маршака повествование ведется живо и занимательно, в игровой манере. Автор умело использует форму загадок, считалок:
Жила-была девочка. Как ее звали? Кто звал, Тот и знал. А вы не знаете. Сколько ей было лет? Сколько зим, Столько лет Сорока еще нет. А всего четыре года.
Интересно это произведение и гармоническим сочетанием прозаического текста со стихотворным.
“Хороший день”. Сюжетная канва ее
Суховат и суковат
Но игра, увлеченность никогда не заслоняют в стихах Маршака серьезных мыслей, раздумий о человеке, его призвании, месте в жизни:
Ты гордись своим отцом, Знатным гражданином, Но и сам будь молодцом, А не только сыном.
Поэт учит ребенка ценить человека за его личные качества, предостерегает от зазнайства, самовлюбленности. Так, ненавязчиво, с большим чувством меры и такта Маршак знакомит своих читателей с новой, социалистической моралью, говорит о чувстве собственного достоинства, присущем советскому человеку, об обществе, построенном на разумных, справедливых началах.
“Разноцветная книга”, “Костер на снегу”, “Лесная книга”, “Круглый год”. “Разноцветная книга” была создана поэтом в 1946 году. Мир, окружающий ребят, засверкал здесь необычайно яркими красками:
Бродят в траве золотые букашки, Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза.
Все описания исключительно конкретны, ярки, эмоциональны:
Вон темно-красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по божьим делам.
А вот перед нами бабочки: “в одинаковых платьях, как сестры”, “сели в траву отдыхать”. Тонким лирическим чувством проникнуты “Лесная книга” и “Круглый год”. Цикл стихотворений под общим названием “Круглый год” (1945) – это поэтический календарь природы, причем для каждого месяца Маршак находит тонкие, характерные приметы. Каждое четверостишие воспринимается как детская песенка:
Открываем календарь – Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе… Или: Пришел июнь. Июнь! Июнь! – В саду щебечут птицы… На одуванчик только дунь – И весь он разлетится.
Таким образом, “Круглый год” – своеобразная и очень тонкая попытка решить не только поэтические, но и познавательные, педагогические задачи. Той же конкретностью и образностью отмечены и описания природы в “Лесной книге”. Вот, казалось бы, обычный стол, но и у него есть своя истории: “он много лет в лесу провел”, “он был в чешуйчатой коре”, а потом, побывав в рабочих руках, вышел “устойчив и широк, где был на нем рогатый сук, виднеется глазок”. Художественный и познавательный материал в стихах этого цикла сочетаются естественно, без натяжки, в высшей степени гармонично. Книга написана для младших дошкольников, на этот возраст рассчитано не только содержание, но и вся система изобразительных средств. Ритм стихотворения передает быструю смену событий; часто используются парные рифмы:
В звезде найдешь ты букву “3”, И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе, в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе…
Звукопись в стихах осязаема: одни буквы кажутся нам добрыми, другие – сердитыми: В этом месте очень колко Все, что в руки ни возьмешь: Нам ладони колет елка, Ежевика, ерш и еж. В стихах о букве “3” поэту удалось передать музыкальный образ цветущего зеленого мира, наполненного какой-то особой весенней радостью. В поэтической энциклопедии “Веселое путешествие от А до Я” сочетаются стремительность, порывистость движения, характерные для Маршака, автора “Пожара”, “Почты”, с тонкой одухотворенностью, поэтичностью, лиризмом, характерными для его послевоенных стихов, вошедших в “Круглый год” и “Лесную книгу”. Рассказывая своим маленьким читателям о русской стране и ее людях, о счастливом детстве российских ребят, писатель постоянно помнит о том, что существует другой мир, основанный на эксплуатации и угнетении.