Сравнительная характеристика образов Акима Сомка и Ивана Брюховецкого
Воспроизведение исторической судьбы Украины в годы Руины в историческом романе “Черный совет”. Один из корифеев украинской литературы, выдающийся писатель, имя которого несправедливо было исключено из истории украинской литературы, в своем историческом романе “Черный совет” показал нам два противоположных образа: Сомка и Брюховецкого. Ими автор раскрывает главный конфликт, через который видим основную мысль произведения. Эти персонажи – украинские гетманы, которые стоят по разные стороны исторического момента. Сомку автор
Он был просвещенным человеком, умным, талантливым. Именно на него П. Кулиш возлагал надежду, что он своей сильной рукой объединит все земли Украины в независимое государство. Этот человек умеет держать себя уверенно, верит в свою победу в борьбе за порядки. Он ценит у казаков гордость, побратимство, их честь. Как мудрый государственный деятель,
“Пусть лишь выедут в Переяслав царские бояре, тогда увидим, как та черная орда устоит против пушек! Запоржцев тогда я сдавлю, как жмых, гетмана их возвращу в свинопасы, глупую чернь научу уважать гетманское превосходство!”
И все же он мужественный, благородный, отваги ему нет недостатка. Гибель Сомка автор понимает как трагедию целого народа. Иван Брюховецький – противоположность Акиму Сомку, так как он олицетворяет в себе все отрицательные черты характера: лихой, коварный, лицемерный, жестокий. Это человек без совести и чести; он хуже Сомка угнетал народ. Очень любил власть, поэтому подкупом и обещаниями сумел предрасположить на свою сторону больше приверженцев казацкой старшины и даже московских представителей. Получив власть, он жестоко расправился с теми кто поддерживал Сомка.
“Вступая в осень, в святом Симеоне, того лета за позволением его царского величества приказал гетман Брюховецький постинати гетмана Сомка и Валюту, полковника Нежинского, полковника Лубенского, есаулов и других полковников сосланных в Москве, которых на Сибирь сослано немало старшины корякской”, – сообщает “Летопись Самовидца”.
Ведь в оскорблении Сомка автор воплотил чувство патриотизма так как его беспокоит судьба своего народа земли. Брюховецкий – олицетворение всего лихого, что приводит к кровопролитной войне.
Показ казацкого рыцарства и любви к Украине в романе П. Кулиша “Черный совет”
Схожі твори:
- Порівняльна характеристика образів Якима Сомка та Іванця Брюховецького Відтворення історичної долі України в роки Руїни в історичному романі «Чорна рада» Один із корифеїв української літератури, видатний письменник, ім’я якого несправедливо було виключене з історії української літератури, в своєму історичному романі «Чорна рада» показав нам два протилежних образи: Сомка і Брюховецького. Ними автор розкриває головний конфлікт, через який бачимо основну думку твору. Ці персонажі […]...
- Характеристика образів Брюховецького і Сомка «Чорна рада» П. Куліша – перший соціально-історичний український роман, в якому відбилися особливості національного характеру запорожців. В основу історичної романістики покладено зображення складних, переломних періодів історії, бурхливі події яких зумовили гострі ситуації, формували сильні характери, безмежно віддані своїм ідеям особистості. Тому роман П. Куліша «Чорна рада» ми по праву можемо віднести до загалу найкращих світових […]...
- Сравнительная характеристика Онегина и Ленского Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее – наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе. Он называет Своего главного героя “добрый мой приятель”, среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин – это […]...
- Сравнительная характеристика Карпа и Лаврина из повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья” Образы представителей младшего поколения также обрисованы в юмористически бытовом плане. Изображая Карпа и Лаврина, автор с одной стороны противопоставляет их друг другу, а с другой выделяет их общие черты. Оба Кайдашенка – индивидуалисты и живут своими эгоистическими интересами. Так же совершают и их жены. В жизни их соединяет стремление к независимости, мечта о земле и […]...
- Сравнительная характеристика Чипки и Григория Сочинение по роману Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?” . Роман Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?” не только широко охватил социальные явления действительности, а и дал настоящую галерею образов крестьян и господ-крепостников, которая оказывала содействие многогранному раскрытию своеобразности характеров и поведения главных персонажей. Попробуем рассмотреть образы этих персонажей – Чипки […]...
- Ідеалізація і романтизація образів Сомка, Шрама, Череваня у романі “Чорна рада” Багато чорних сторінок знаходимо в історії українського народу. Не тільки славу здобували наші пращури, а й поразки. Але найганебнішою завжди вважалася зрада вітчизні і рідному народові заради власної користі. Трагічність історії нашої країни зумовлена і численними конфліктами між державнобудівничим і руїнницьким началами. В історичному романі Пантелеймона Куліша “Чорна рада” зображений один з етапів занепаду української […]...
- Сравнительная характеристика людей с элементами описания Какое же это чудо, когда в семье рождаются близнецы или двойняшки! Но, помимо двойного счастья, появляется и вдвое больше хлопот. У меня есть подруги: Аня и Оля. Они близнецы. Их мама рассказывала, что когда они были еще совсем маленькие, то ходили по улице, обязательно взявшись за руки. До определенного возраста Аню и Олю стригли и […]...
- Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского “Гроза” Драма Александра Николаевича Островского ” Гроза ” – самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В “Грозе” Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В “Грозе” драматург нашел характер более значительный, че в […]...
- Характеристика женских образов в романе “Отцы и дети” Одинцова – дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати. Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого и богатого человека не по любви, а по расчету. Овдовев, сделалась видной помещицей. Обеспеченность как […]...
- Характеристика образов князя и княгини Болконских С той минуты, как князь Андрей Болконский вошел в гостиную Анны Павловны Шерер, он привлек мое внимание – чем? Своей непохожестью на остальных. “Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. Всем остальным интересно в этой […]...
- Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе “Мертвые души” Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем персонаже. Однако, по мнению Ю. В. Манна, нельзя сводить к “единому привципу” композицию I тома. Действительно, трудно доказать, что […]...
- Авторское сочинение: Система образов в романе “Что делать” Образы в романе это Обыкновенные люди и особенный человек. Новаторство Чернышевского-писателя проявилось прежде всего в создании образов представителей революционно-демократического лагеря. К их числу относятся Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Это, по характеристике автора, новые люди – “добрые и сильные, знающие и умеющие”. Высший этический закон для Чернышевского и его любимых героев прост. Счастье для одного невозможно, […]...
- Как бы вы оценили Ивана Богуна Имя прославленного героя освободительной войны 1648- 1654 годов, одного из величайших казацких полковников Ивана Богуна навсегда останется в нашей истории. Любимец своего народа, ревностный защитник его интересов, он до последней минуты был непоколебим в своей преданности и умер как герой. После смерти Максима Кривоноса он стал ближайшим помощником Богдана Хмельницкого, который полагался на него в […]...
- Раскрытие образа Ивана Ильича из повести “Смерть Ивана Ильича” Действительно великая, философская мысль Л. Н. Толстого передана через рассказ о самых неинтересных, самых типичных обывателях того времени. Глубина этой мысли идет через весь рассказ грандиозным фоном для незначительного, маленького театра кукол, какими являются герои этого произведения. Член Судебной палаты Иван Ильич Головин, женившись в свое время без любви, но весьма выгодно для собственного положения, […]...
- Раскрытие в произведении Ивана Франко “Захар Беркут” извечных проблем чести и предательства Иван Франко был признанным историком, написал много художественных произведений и научных работ. Как известно, предательство не раз приносило горе и страдание нашим предкам. Иван Франко всю жизнь боролся против предателей украинского народа. Создание образа предателя в повести “Захар Беркут” и изображение расправы народа над ним сделало произведение более приближенным к современности, будило мысль о освобождении […]...
- Проблемы чести и предательства в повести Ивана Франко “Захар Беркут” Предательство не раз приносило горе и страдание нашим предкам. Иван Франко всю свою жизнь боролся против предателей украинского народа. Создание образа предателя в повести “Захар Беркут” и изображение расправы народа над ним делало произведение более приближенным к современности, будило мысль об освобождении от иноземного порабощения. Писатель воссоздал острые конфликты между феодалом Тугар Волком и тухольской […]...
- Система образов Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе “Война и мир” Система образов романа основана на четкой и последовательной антитезе народности и антинародности, нравственного и безнравственного, человечного и бесчеловечного, условно говоря, “кутузовского” и “наполеоновского”. Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действующие лица. Что касается любимых толстовских героев, то они показаны в процессе их постоянного […]...
- Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической русской литературы. Потеряв отца и кормильца в девять лет, Крылов рано вступает в самостоятельную жизнь, служит писцом в канцелярии захолустной Твери, а переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевили и трагедии, издает журнал Почта Духов. […]...
- Значение символических образов в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэму Блока ” Двенадцать ” долгое время считали произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие писатели, как российские, так и зарубежные использовали символы, вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обычные, казалось бы, ничего не значащие сцены. […]...
- Сходство и различие образов Чацкого и Онегина После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, […]...
- Образ Ивана Васильевича (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван Васильевич кажется удивительным, в его душе есть любовь не только к прекрасной девушке, но и ко всему окружающему миру. Молодой студент добр, обладает возвышенными и благородными стремлениями. […]...
- В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и Печорина Было бы неверно думать, что Гамлет слабоволен по натуре. Его колебания вызваны тем, что ему нужны веские доказательства виновности дяди. И когда не остается сомнения в правдивости того, о чем поведал ему ночью призрак отца, Гамлет становится решительным. Он готов вступить в открытый бой. Он должен убить преступника-короля не из личной мести, а для наказания […]...
- Знакомство Ивана Бездомного с Мастером Знакомство Ивана Бездомного с Мастером неслучайно происходит в 13 главе романа. В предыдущей главе автор описывает и разоблачает всякую нечистую силу и готовит читателя к тому, что далее будут описываться реальные события жизни. На самом же деле встреча Ивана с Мастером оказывается не чем иным, как подтверждением всего того странного и необычного, что было описано […]...
- Сопоставление образов Татьяны Лариной и Софьи Фамусовой Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и тому […]...
- Проблема чести и предательства в повести Ивана Нечуя-Левицкого “Князь Иеремия Вишневецкий” Творческие интересы Ивана Семеновича Нечуй-Левицкого чрезвычайно широки: писателя волновали проблемы украинского крестьянства, жизни украинской интеллигенции, давно отшумевшие события родной истории. Повесть “Князь Иеремия Вишневецкий” переносит читателя в бушующий XVII век, его первую половину, когда шла жестокая борьба украинского народа против господства польской шляхты. Но в центре внимания художника – не героика борьбы, а попытка осмыслить, […]...
- Портретные описания образов в поэме “Мертвые души” Великое мастерство Гоголя-реалиста сказалось в поэме в создании им галереи бессмертных образов помещиков, ярко индивидуализированных. Эта индивидуализация достигается многообразными приемами. Прежде всего среди этих приемов следует отметить подбор метких слов (прилагательных, существительных, глаголов, наречий), определяющих ту или другую сторону характера выведенного действующего лица. Вот, например, Манилов. Уже при первом упоминании о нем в 1-й главе […]...
- Два письма Татьяны и Евгения, как ключу к пониманию образов главных героев Роман ” Евгений Онегин ” – это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы, с этим согласится не только множество специалистов, но и любой грамотный русский человек. “Энциклопедия русской жизни”, по мнению В. Г. Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, […]...
- Сочинение миниатюра по рассказу Л. Толстого “Смерть Ивана Ильича” В повести “Смерть Ивана Ильича” (1881 -1886), как и в “Холстомере”, нравственная проблема сочеталась с социальной. Трагедия героя, только перед смертью осознавшего весь ужас своего прошлого существования, воспринимается как совершенно неизбежное, закономерное следствие того образа жизни, который он и все его окружающие воспринимали как нечто совершенно нормальное, общепринятое и абсолютно правильное. О “прошедшей истории жизни […]...
- Казацкому роду Нет перевода. Народная мудрость П. Кулишу принадлежит первенство в создании исторического романа в украинской литературе. Главная идея “Черного совета” в том, что Руине, злым символом какой стал черный совет, писатель противопоставляет тихую гавань справедливого украинского государства, общественная организация которой напоминала бы, жизнь на хуторе – Череваня. “Черный совет” – произведение многоплановое. Автор ярко показывает казацкие обычаи, законы, жизни панства […]...
- Роль песни в пьесе Ивана Котляровского “Наталка Полтавка” Основным источником идейно-тематического направления новой драматургии, ее поэтики было устное народное творчество. Из всех фольклорных жанров И. Котляревскому наисильнее прислужилась народная песня, так как нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое не было бы отображено в украинской песне. Народная песня как элемент художественной структуры входила в украинскую драматургию еще до […]...
- Взаимосвязь образов Базарова и Одинцовой в романе “Отцы и дети” Главное испытание характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех романах и повестях Тургенева, героями которых были дворяне, именно во взаимоотношениях с героиней наиболее ярко проявилась их нерешительность, разрыв между словом и делом. На первый взгляд может показаться, что и Базаров потерпел поражение в любви. Он изменил своим принципам, поддался “романтизму”, “рассыропился”, как он […]...
- Типичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе “Гроза” Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н. Добролюбов и А. Григорьев. Эта пьеса пройдет по многим сценам мира, но все это будет позже, а пока Малый театр впервые ставит новую пьесу А. Н. Островского ” Гроза […]...
- Размышление по произведению Ивана Липы “Близнецы” Конечно же, каждая мать желает для своего ребенка судьбы, лучшей своей, и в произведении Ивана Липы “Близнецы” мы видим, как в колыбельных песнях, обращаясь к своим малютокам, мамочка передает им всю любовь своего чистого сердца, мечтает об их будущем. Бедная женщина пожелала своим близнецам – быть счастливыми. А чуть позже добавила, чтобы заботились не только […]...
- Особенность образов-персонажей Борхеса Важная особенность образов-персонажей Борхеса – их неподвластность уничтожению. Они не горят в огне. Чтобы глубже понять значение знака “не испепеляемые огнем образы”, Жолковский соотносит его со знаком “несгораемые рукописи”. В последнем случае он использует пародийно перекодированную (вместо “несгорающие” – “несгораемые рукописи”, где слово “несгораемые” изъято из устойчивого словосочетания “несгораемый шкаф” и несет отпечаток прежнего значения) […]...
- Сочинение по пьесе Островского “Гроза”: Система образов Своеобразие “Грозы” состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимо отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим меркам могли бы показаться лишними. Но и он, и другие несюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, […]...
- Изображение рабочей забастовки в повести Ивана Франко “Борислав смеется” Славный украинский писатель Иван Яковлевич Франко – сын своего обездоленного народа. Он прошел тернистыми путями и был искренним советником рабочего люда. Именно в повести “Борислав смеется” отобразился временной пласт, когда писателя заинтересовала идея марксизма, когда он ознакомился с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Наблюдая за жизнью рабочих в свете прочитанного, Иван Яковлевич выступает против […]...
- Богатство художественных образов в творчестве Григория Сковороды Прямые и опосредствованные понятия очень широко использует Григорий Сковорода, взяв их из Закона Божьего, т. е. Библии, или мира символов, как их называет сам автор. Существует один большой круг (макрокосм), вселенная, которая постоянно двигается по своей траектории, в ней вброшенный круг малый – человек, который тоже должен двигаться не останавливаясь, вместе со вселенной, если один […]...
- Система образов в пьесе Чехова “Дядя Ваня” Открытая в “Чайке” новая лирико-эпическая структура драматического произведения была вскоре применена Чеховым в его другой пьесе – “Дядя Ваня”, которую он обозначил просто “сценами из деревенской жизни”, выведя за пределы жанровых границ. Здесь еще более решительно, чем прежде, он стал строить драму не на событиях, не на борьбе противоположно “заряженных” воль, не на движении к […]...
- Истинные русские характеры в “Песне про царя Ивана Васильевича” Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30 – х годов прошлого века. Глубокий кризис переживала страна. Находясь “на перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское […]...
- Мелодичность поэтических образов Павла Тычины Одной из главных особенностей замечательной поэзии П. Г. Тычины было его мировосприятие через музыку. Когда читаешь его произведения, кажется, что музыка сопровождает каждую строку поэзий, а потом еще долго живет в душе, волнует и радует. О том, как поэт был влюблен в музыкальные темы, как владел мастерством перекладывать красоту людей, величие времени, красноречиво свидетельствуют его […]...