Сравнительная характеристика Чипки и Григория

Сочинение по роману Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?” . Роман Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?” не только широко охватил социальные явления действительности, а и дал настоящую галерею образов крестьян и господ-крепостников, которая оказывала содействие многогранному раскрытию своеобразности характеров и поведения главных персонажей. Попробуем рассмотреть образы этих персонажей – Чипки и Григория, и сравнить их.

Начали свою жизнь Чипка и Григорий одинаково: оба из бедной семьи, где уже очень давно не видели благосостояния. Оба одного возраста, но Григорий – сирота. Вместе шутят, вместе грустят, вместе скот пасут, вместе едят “сухари – черные, как земля”. Но настало время, когда необходимо было каждому из них выбирать свой путь. Пишет Афанасий Мирный: “Григорий – не промах”. Понял, что “довольно за овцами гоняться – так как небольшая из них польза…”. Пошел на заработки, проходя мимо магазинов, разевал рот, глядя на богатство. Зашевелилась у Григория зависть в сердце отравляющей змеей: “Ах, как

люди живут!” Уже тогда зарождаются скупость, плутовство, которые сделают со временем из этого человека индивидуалиста-собственника. Но умел работать Григорий, умел и любил: “работает, как хозяин, всегда веселый, спокойный”. И здесь они одинаковые с Чипкой – оба хозяйничают, оба трудолюбивые. Тем не менее, не одинаковая в них цель в жизни. У Григория цель – жениться на богачке, чтобы “к своему добру добавить еще и жены, чтобы вышло одно, и большое”, а у Чипки цель найти правду, верно служить общине. С того времени расходятся их пути: правдоискатель Чипка не соглашается с психологией “вола”, который всегда делает то, что скажет хозяин, и понемногу, не найдя ответа на свои вопросы, скатывается на скользкий путь. А Григорий тихо и мирно живет в своем “теплом и ясном, тихом и счастливом доме”, растит детишек, не “сует” носа куда не надо, так как “своя рубашка ближе к телу”. Да и Чипке советует: “А нет правды, то живи так, как и все живут”. Вот здесь лучше всего и показывается мелкособственническая психология Григория. Даже его жена Христя загрустила после Чипкиной исповеди, после его горячих слов о неправде, которая сейчас властвует на земле, но только не Григорий. Говорил Чипка: “А если бы была правда, то этого бы не было.. Я бы никогда не стал таким, каким вы меня видите…”. И ничего не говорил этот “хозяин”, хотя и ощущал в глубине души, какую правду говорит Чипка. Сделался Григорий оборотнем, сидел тихо, никого не трогал, чтобы и его никто не тревожил. Не такая судьба судилась Чипке: не мог молчать этот гордый, непокорный человек, но пошел не тем путем и со временем стал убийцей. Много жестокой ненависти в его словах: “А все люди, все люди. Они у меня и отца отняли, людоеды. Они меня еще сызмала ненавидели”. Гнев свой топит в рюмке; там, в кабаке и находит Чипка себе “друзей”: Лушню, Мотню и Крысу. Начинается “красивая” жизнь. Чипка бесчинствует, пьянствует. Так начинается моральная деградация личности.

Человек становится подобен зверю. Но вспомним “голодную волю” и восстание крестьян. Как героически ведет себя Чипка, и как ведет себя Григорий. Чипка, как настоящий защитник идей крестьянства, поддерживает односельчан, особенно беспокоится за деда Власа, у которого был пастушком вместе с Григорием, так как “подняли москали” его. Поэтому и кричит он Григорию: “Ты видишь? Кровь без вины льется… Деда Власа едва живого подняли на ветер. Не дадим!..” А что же делает Григорий? Григорий “не сказал на это ни слова – в отличие от Чипки, и в чужой огород, да и присел за плетнем”. Чипку же было так побито, что он “встал – будто с креста снятый”, зато Григорий пришел невредимый домой, да еще и начал выхваляться перед Христей своей трусливостью и подлостью. Кому же в этом случае мы отдадим предпочтение: “подзаборнику” или хозяину, который предал наилучшие чувства человека? Конечно же, правдоискателю Чипке, у которого в сердце живет рядом с ненавистью к людям и искренняя любовь. Хорошо хозяйничают Григорий и Чипка на своих полях, имеют хорошие дома и хорших жен. Но завидует этот неусыпный хозяин бывшему гуляке за то, что получил Чипка с Галей хорошее приданое. Поэтому и всегда жаловался ему о своих нуждах, хотя всегда значительно преувеличивал, чтобы разжалобить Чипку, чтобы получить помощь. Не нужны Григорию ни община (“да и на общину плюнь”, – говорит он Чипке), ни правда, ничто. Он стремится быть в стороне от любых общественных событий, “люто” работает, руководствуясь эгоистическими мотивами индивидуалиста-владельца, вследствие чего становится тем накопителем, который скупостью, плутовством, а то и ограблением своего более бедного ближнего со временем достигнет положения мироеда. Поэтому он лишен положительного начала и не столько противостоит Чипке, сколько оттеняет его образ.

Эти образы двух крестьян, которые вышли из одной среды, очень разные своими характерами, идеями и действиями. Идут они разными путями, хотя ни один из них не находит праведной тропинки. И нам все же таки ближе стихийный бунтарь, неутомимый правдоискатель Чипка, чем хозяйственный собственник Григорий с затворенной для людей душой. Хотя, возможно, и остается там капля добра, так как желает он Чипке: “Пусть тебе Бог помогает во всем хорошем”, – так как забирает он Мотрю к себе доживать век, но все ж таки недаром его жене Христе более близок Чипка со своим протестом.






Характеристика онєгіна і тетяни.
Сравнительная характеристика Чипки и Григория