Сочинение Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” как попытка создания “семейного” романа

Критики называли Салтыкова-Щедрина “великим мастером смеха”, но, читая его роман-хронику “Господа Головлевы”, мы не смеемся, потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала и до конца. Чем-то зловещим, недобрым веет даже от картин весеннего возрождения. В романе нет ни одного намека на поэзию дворянского гнезда, старинных липовых аллей, благоухающего сада, какую мы встречаем в произведениях Тургенева, Гончарова, Некрасова и других русских классиков, делавших попытки создать семейные романы. У Салтыкова-Щедрина

представлены картины безжалостной и суровой природы, увядающего дворянского быта, и все говорит о безысходности и вымирании.

Свой роман “Господа Головлевы” Салтыков-Щедрин озаглавил: “Эпизоды из жизни одной семьи”. Действительно, каждая глава представляет собой законченный рассказ, но в целом роман являет собой единое художественное произведение о трагической судьбе “выморочного семейства”, о деградации и гибели отдельных его членов. В каждой главе (“Семейный суд”, “По-родственному”, “Выморочный”, “Расчет” и других) рассказывается о смерти, точнее об умерщвлении кого-то

из представителей головлевского рода.

Семейство Головлевых обречено на гибель: здесь все ненавидят друг друга и каждый жаждет смерти ближнего, чтобы поскорее стать наследником, и потому весь род Головлевых – “выморочный”. Глава “семейства” – человек легкомысленный, вечно пьяный, ведущий самый низкий образ жизни. Владимир Михайлович Головлев 40 лет ненавидит жену, Арину Петровну, да и сама она “преисполнена презрительной ненавистью к мужу-шуту”. И, видимо, ненависть эта передавалась по наследству всем близким родственникам Головлевым, несмотря на то что здесь говорили друг другу “тетенька” и “дяденька”, “сестрица” и “братец”. В действительности же “дяденька” ел из одной миски с псом Трезоркой, а “тетенька” и вовсе умерла от “умеренности” (то есть от голода).

На протяжении всего романа перед читателями предстает галерея умирающих родственников: умирает “Степка-балбес”; кончает жизнь самоубийством Любинька; о смерти Анниньки мы узнаем в конце; схоронена Арина Петровна, “желающая всем добра”; найден закоченевший труп Головлева-барина (Иудушки-Порфирия), закончившего свою жизнь в грязи у дороги не лучше бездомной собаки.

Само поместье Головлевых – своего рода государство, т. е. крепостническая Россия в миниатюре. Родственные и деловые отношения в семье – это общественные отношения. Главный стимул семейства Головлевых – это накопительство и стяжательство, и именно из-за этого здесь разыгрывается трагедия: родственники, поправшие нравственные и семейные устои, гибнут один за другим. Умирают все по-разному, но почти у всех смерть постыдная и мучительная. “Головлевы – это сама смерть, вечно подстерегающая новую жертву”, – пишет сатирик.

Над семьей Головлевых словно висит злополучный “дамоклов меч”. На глазах у кровожадного Иудушки умирают все, и причины этого во многом кроются в прошлом семьи, деды и прадеды которой были “озорлиаые, пустомысленные и никуда не годные пьянчуги”. Беспомощность, лень и непригодность делу воспитывались у всех представителей рода Головлевых изначально: они презирали труд, считая его уделом “подлых людей” (т. е. простого народа). Единственное, что умели делать Головлевы, – морально калечить и унижать свою прислугу и близких. Так что постепенно все они гибнут, становясь жертвами разврата и преступлений других, либо кончают жизнь самоубийством, прожив жизнь впустую.






Хижацька натура герасима калитки.
Сочинение Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” как попытка создания “семейного” романа