Сочинение рецензия пьесы Андреева “К звездам”
Наиболее значительным произведением Андреева периода революции явилась пьеса “К звездам” (октябрь 1905 г.). Сильной ее стороной является прославление революционного подвига. Характерно, что погибший в тюрьме революционер Николай Терновский на сцене не появляется ни разу, но в списке действующих лиц значится, и это логично: его судьба – двигатель сюжета. Перенесение действия за границу помогло автору выдвинуть идею интернациональной солидарности борцов за свободу, подчеркнуть международное значение русской революции.
Серьезной
“Надо идти вперед. Здесь говорили о поражениях. Я знаю только победы. Земля – это воск в руках человека. Надо мять, давить – творить новые формы…”
Вызывает симпатии мужественный воин революции Валентин Верховцев. Он сурово упрекает своего тестя – астронома Терновского, который пытается спрятаться от жизни, от ее “суетных забот”. Валентин с Горьким упреком
Второй положительной чертой пьесы является обличение либеральной буржуазии в лице инженера Поллака – человека, совершенно равнодушного к жизни и борьбе народа. Если профессора Терновского еще в какой-то мере может оправдать его фанатическая влюбленность в науку, самозабвенная любовь к героям и мученикам науки, что в конце концов помогло ему понять и героев революции, то Поллаку – этому внешне респектабельному господину – недоступна никакая увлеченность. Он добросовестный ассистент профессора и только. Он может преуспевать в науке, но при всем этом на первом плане у него будет личный покой и благополучие.
Педантизм интеллигентов, подобных Поллаку, равнодушие их к общественным проблемам отметил В. И. Ленин в статье “Руки прочь” (1906), в которой дал убийственную характеристику группы кадетов – авторов сборника “Москва в декабре 1905 г.”: “Да поймите вы, жалкие люди, что быть 11-го декабря в Москве в революционной организации и не говорить о восставшем народе могли бы только черносотенцы или педанты с совершенно выхолощенной душой вроде Поллака в “К звездам” Леонида Андреева!”.
Есть, однако, в пьесе характерные для Андреева абстрактность и анархистские мотивы. Узнав о гибели Николая, его невеста Маруся, проклиная жизнь, обещает построить город, в котором поселит “всех убогих, калек, сумасшедших, слепых… И дома будут такие же, как жители: кривые, горбатые, слепые, изъязвленные… И у нас будут постоянные убийства, голод и плач; и царем города я поставлю Иуду и назову город “К звездам!” “Это,- писал Боровский,- чисто андреевский поворот мысли… если я не могу обеспечить, чтобы мир свободно заселялся лучшими из людей – пусть же ничего не будет…”.
Можно было бы сказать, что монолог Маруси – тяжкий бред человека, впавшего от горя в полубезумное состояние, тем более, что очень скоро она станет говорить совсем иное:
“сохраню я то, что осталось от Николая – его мысль, его чуткую любовь, его ненависть”.
Однако для Андреева идея всеобщего разрушения была не случайна. Она лежит и и основе пьесы “Савва” (1906), герой которой яростно проповедует теорию уничтожения всего – якобы во имя человека, во имя справедливости. Верится в искренность стремления Саввы преобразовать мир на новых началах, по его пути и методы – анархическое уничтожение всего – неприемлемы, Савве неведомы реальные основы справедливости, о которой он так печется, не знает он человека, во имя которого хочет “содрать с земли лохмотья”.
Поражение революции Андреев переживал очень тяжело. Рушилась его и без того некрепкая вера в победу добра, и крах надежд писателя был тем страшнее, что подтвердилось его худшее предположение об исходе революции (“победят кадеты)”. Ко всему этому прибавилось личное горе – смерть в декабре 1906 года горячо любимой жены (Л. Андреев был женат на А. М. Велигорской – внучатой племяннице Т. Г. Шевченко, внучке его брата Варфоломея), бросившая его в полосу тяжелого запоя и нервной болезни. Многие произведения Андреева этой поры проникнуты мотивами отчаяния, пессимизма, отрицания смысла жизни.